Всем привет. Меня зовут Екатерина Солнцева, я художественный руководитель Московского Молодежного театра «Неклише». Сегодня начнем говорить про актерский тренинг, его особенности и как он отражается на работе актера над образом.
Тренинг – это форма групповой работы, цель которой – обучение и изменение установок через действие, формирование умения воспринимать и слышать окружающий мир. Следует помнить, тренинг, в первую очередь – это тренировка воображения. «Все моложе и моложе чувствует себя тот, кто вступает в мир воображения. Теперь он знает: это рассудок старил его душевно и делал таким негибким». Р. Мейер
Задачи тренинга:
· развитие креативности, импровизационности действий
· знакомство с языком тела
· помощь в овладении навыками межличностного общения
· возбуждение познавательного интереса
· развитие продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности
· развитие личностных и творческих способностей
· снятие внутренних зажимов
Представим, что вы после долгого рабочего/учебного дня, после множества впечатлений, переживаний, дел и слов даете себе отдых. Что вы делаете? Вы приглушаете в комнате свет, садитесь, закрываете глаза. Что возникает у вас в сознании? Может быть, лица людей, встреченных вами сегодня, голоса, разговоры, поступки, движения, их характерные черты. В своем воображении вы пробегаетесь по улицам, минуете знакомую вам местность, читаете рекламные баннеры, прослеживаете все образы и воспоминания прошедшего дня.
Но незаметно для вас вдруг возникают и другие образы в вашем воображении, например, моменты вашего недалекого прошлого, ваши мечты, поступки. Вы вспоминаете ситуации, которые уже произошли, но их итоги вы хотели бы, возможно, изменить. Воспоминания эти уже немного видоизменены в вашем сознании, но при этом узнаваемы. И вот среди всех видений прошлого и настоящего вы замечаете, что проскальзывает образ совсем незнакомый вам, совершенно новый. Он вовлекает вас в события жизни, и вы уже активно начитаете принимать участие в борьбе, дружбе, любви, счастье и терзаниях. Таким образом, воспоминания отходят на задний план, а новые образы становятся сильнее воспоминаний. Они вызывают иные эмоции, вы сами становитесь участником событий вашего воображения.
Итак, ваше утомление прошло, сонливое состояние отступило, вы уже в приподнятом творческом состоянии. Актеры и режиссеры знают такие минуты. Этот тренинг направлен на развитие творческого воображения, иначе говоря, «кинолента видений». К. С. Станиславский говорил: «Артист физически чувствует то, о чем думает, и едва сдерживает в себе внутренние позывы к действию, стремящиеся к внешнему воплощению внутренней жизни. Мысленные представления о действии помогают вызывать самое главное — внутреннюю активность, позывы к внешнему действию. Поэтому я утверждаю, что мы, артисты, говоря о воображаемой жизни и действиях, имеем право относиться к ним, как к подлинным, реальным физическим актам».
Видения внутреннего зрения – естественное свойство человека восстанавливать в своей памяти образные представления о действительности. Воображение перерабатывает эти представления, создает новые связи и образы. Это свойство актеры используют для своих профессиональных целей, обращаясь к видениям внутреннего зрения как к материалу творчества.
Под термином видение Станиславский подразумевал не только зрительные, но и слуховые, вкусовые, обонятельные, осязательные, мышечные ощущения, дополняющие и обогащающие образы зрительные.
Прием создания видений — это еще одно мощное средство воздействия на наши чувства. Наряду с реальными физическими действиями образные видения также дают нам импульс к произнесению заданных слов, делая нашу речь живой, эмоциональной, заразительной.
Образные представления художника опираются на его жизненный опыт, отличный от опыта других. Поэтому они всегда окрашены субъективным ощущением, хотя и отражают объективную действительность.
Актер старается передать свои видения партнерам не ради самих видений, а ради какой-то цели, чтобы в чем-то убедить, склонить их к тому или иному решению. Значит, одновременно с созданием видений актер должен определить и свое отношение к ним, иметь свое суждение о предмете или явлении, которое предстает перед его мысленным взором.