Найти тему
АвиаОбоз

Где военные самолеты ожидают своей следующей жизни

“Кладбище костей” — это жуткий термин, который стал обозначать места, обычно сухие и пыльные, куда отправляют самолеты дожидаться своей участи. Иногда они снова взлетают, иногда отравляются на свалку. Но в целом, кладбища военных самолетов - это американский феномен, в котором сочетание географии влияния и крупнейших в мире ВВС создает постоянное увеличение парка, с которым правительство США пока не решило, что делать.

Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Конец жизни

Продолжительность жизни у военных самолетов разная. В военное время срок службы истребителя, бомбардировщика или транспортника может измеряться минутами. Боевые самолеты всегда были отчасти одноразовым имуществом в военное время.

Многие самолеты в Davis Monthan, включая эти A-10 Warthog, упакованы в термоусадочную пленку, чтобы не допустить попадания посторонних элементов. Фото: Getty Images
Многие самолеты в Davis Monthan, включая эти A-10 Warthog, упакованы в термоусадочную пленку, чтобы не допустить попадания посторонних элементов. Фото: Getty Images

Мирное время - это совсем другая история. Использование металлов вместо дерева и ткани увеличило срок службы боевых самолетов до такой степени, что почти все они в конечном итоге становятся технологически устаревшими задолго до того, как изнашиваются под воздействием эксплуатации. Средний возраст самолетов ВВС США около 30 лет.

Это означает, что военные самолеты могут служить десятилетиями, и оставаться жизнеспособными еще достаточно долго. Целые парки самолетов стали моложе, получив обновления, призванные увеличить срок их службы: F/A-18E/F Super Hornet получил жизненно важную модернизацию Block III, A-10 Warthog получил новые крылья, а F-16 Fighting Falcon находится в процессе модернизации радара. Потенциал модернизации очень велик и делает целесообразным сохранение старых самолетов… во всяком случае, на достаточно долгое время.

Проблемы богатых стран

Бомбардировщик B-52 Stratofortress Wise Guy, бортовой номер 60-034, так он выглядел до ремонта в 2019-2021 годах, который вернул его к активной летной службе. Фото: ВВС США
Бомбардировщик B-52 Stratofortress Wise Guy, бортовой номер 60-034, так он выглядел до ремонта в 2019-2021 годах, который вернул его к активной летной службе. Фото: ВВС США

Вооруженные силы США, включая ВВС, ВМС, корпус морской пехоты и сухопутные войска, в настоящее время эксплуатируют около 13 тыс. самолетов всех типов. Это касается широкого спектра летательных аппаратов от F-22 Raptor и F-35 Lightning II, до таких, как транспортный C-17 и самолет для сбора разведданных Guardrail.

Мировой флот ежедневно добавляет и теряет самолеты. Некоторые выбывают из эксплуатации из-за их износа, другие становятся жертвами бюджетных сокращений. Все они по-прежнему хороши в качестве металлолома, но многие из них немного полезнее этого, так как все еще пригодны для полетов. А так же полезными комплектующими, такими как катапультные сиденья, которые все еще можно извлечь из непригодного для полетов самолета.

Со времен Второй мировой войны американские военные для хранения самолетов после выхода на пенсию использовали юго-западную пустыню. На военно-воздушной базе Дэвис-Монтан в Аризоне тысячи самолетов ожидают своей окончательной участи. Отсутствие осадков и влажности замедляют их старение на открытом воздухе, что делает восстановление деталей и оборудования спустя десятилетия после выхода на пенсию вполне реальным.

Некоторые самолеты в конечном итоге снова поступают на вооружение. Так в 2021 году бомбардировщик B-52H Wise Guy вернулся в состав американского бомбардировочного флота после длительного ремонта, хотя в колесных отсеках у него, возможно, прятался не один скорпион.

Суть в том, что США - достаточно богатая страна, чтобы не разбирать самолеты на металлолом сразу после выхода из эксплуатации, мудро сохраняя их на всякий случай.

Остальной мир

Коллекция военной техники в Центральном музее авиации: ударный вертолет Ми-24, зенитно-ракетная установка С-75 "Двина" и истребитель Су-7. Фото: Getty Images
Коллекция военной техники в Центральном музее авиации: ударный вертолет Ми-24, зенитно-ракетная установка С-75 "Двина" и истребитель Су-7. Фото: Getty Images

Другие страны, даже союзники по НАТО, имеют относительно мало самолетов и списывают их в гораздо меньшем количестве. Например, у Великобритании есть только 142 истребителя, у Франции - 266, а у Германии - 209. Эти парки относительно невелики, растут медленно, и поэтому самолеты списываются не часто. В этих странах также отсутствуют условия для хранения самолетов в хорошем состоянии. В Европе больше всего на кладбище костей похожа коллекция истребителей винодела Мишеля Понта.

У России есть возможности для хранения самолетов, но большая часть парка, вероятно, была разобрана на металлолом еще в 1990-2000-х годах. Одним из мест, где хранятся военные самолеты, является Центральный музей авиации в Монино. Помимо обычных реактивных самолетов Микояна-Гуревича и Сухого, в музее представлены бомбардировщик Ту-22, тяжелые вертолеты Ми-26, сверхтяжелый вертолет Ми-12, самолеты Як-28 и, по крайней мере, один неповрежденный истребитель вертикального взлета и посадки Як-38.

Аэропорт Жуковский - это еще одно место, где представлены хорошо известные и не очень самолеты, включая экспериментальный истребитель со стреловидным крылом Су-47 Berkut и прототип истребителя МиГ 1.44.

Военно-воздушные силы Китая быстро выросли в последние два десятилетия. Известно, что Китай сохранил большое количество истребителей J-6, и есть данные, что самолеты модифицируются для использования в качестве беспилотных летательных аппаратов. К северу от Пекина находится Китайский музей авиации со скромной коллекцией боевых самолетов 20-го века. В Китае, похоже, нет официального кладбища самолетов, но если оно и существует, то, вероятно, в жаркой, сухой провинции Синьцзян.

Источник: Popular Mechanics

Перевод: АвиаОбоз

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал и оставляйте комментарии внизу. Теперь мы и в Телегараме t.me/aviaoboz

Читайте еще на канале