Найти тему

НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША ИВАНА ШМЕЛЁВА

Что такое сто пятьдесят лет для истории одного человека? Первая половина этого срока обычно — его жизнь: земная, наполненная скорбями и радостями, падениями и взлётами, встречами и потерями, и вторая — жизнь после смерти: сначала — в памяти детей, затем — внуков и правнуков. Постепенно образ человека стирается, выцветает, как старая (фотография, и исчезает... Но этого не произошло с русским писателем Иваном Сергеевичем Шмелёвым, чей юбилей — сто пятьдесят лет со дня рождения — мировое литературное и культурное сообщество отмечает в нынешнем году.

Семья Шмелёвых. 1915 г.
Семья Шмелёвых. 1915 г.

Тридцать лет назад (в 1 993 году) в Алуште был создан Музей писателя. Ежегодно его посещают более восьми тысяч человек из всех уголков России: Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Воронежа, Пензы, Липецка, Тулы, Иркутска, Архангельска, Братска, Улан-Удэ и других. Сюда приходят паломники — в музее чтут и отмечают все православные праздники, описанные писателем в романе «Лето Господне». В 2023 году пройдут XXVII Шмелёвские чтения, традиционно объединяющие учёных — исследователей творчества писателя со всего мира; в музее хранится архив — более двадцати сборников научных трудов конференций.

Имя Ивана Шмелёва тесно связано с Крымом. Впервые писатель побывал в Алуште в 1907 году — на даче своего издателя, известного педагога Д. Тихомирова. Крымская природа, её роскошь и великолепие произвели на Ивана Сергеевича большое впечатление. В рассказе «Под горами» (1 907) он поэтически описывает утро в Крыму:

«За оградами и плетнями, в садах, с сонным бурлыканьем бежали в траве арыки. Под тенистыми сводами старых шелковиц и орехов тихо струилось зелёное и живое, пронизанное золотыми полосками солнца. Острой, густой волной бродили и наливались соки. Дрожала в луче пурпуровая искра плодового налива. Ярким зелёным огнём вспыхивал лист. Сквозным рубином играла зреющая черешня. Из тихой зелёной дали наплывали тонкие, печальные свисты».

Шмелёву хотелось поселиться в Крыму навсегда, о чём он не раз в письмах делился с сыном. И эта мечта сбылась, но... Здесь он пережил ужасы Гражданской войны, семья бедствовала и голодала, перенесла гибель сына Сергея.

В 1918 году Шмелёвы поселились на даче Тихомировых «Вилла Роз» в Алуште. Именно там — в холоде, при тусклом свете — Иван Сергеевич быстро напишет лирическую повесть «Неупиваемая Чаша». Это прекрасное произведение о любви: к Богу, к Родине и к женщине, в котором рассказывается история крепостного Ильи Шаронова. Из солнечной Италии, где учился живописи, он вернулся в Россию, чтобы расписать храм в родной деревне. Здесь Илья влюбляется в молодую барыню Анастасию, п иш ет её портрет и одн оврем енн о «ту, которая умереть не может» — образ Богородицы на кипарисовой доске. Умерла от болезни барыня, мастер успел расписать её усыпальницу и ушёл вслед за любимой в вечную жизнь, оставив образ Богородицы местному монастырю. Икона эта стала чудотворной, от которой люди получали исцеление. Так же и сегодня произведения Шмелёва исцеляют запутавшиеся в жизненной суете души, являясь источником света и путеводной звездой.

Впервые писатель читает «Неупиваемую Чашу» в народной библиотеке на даче Ялы-Бахча в Алуште. В 1920-е годы повесть была переведена на французский, немецкий, испанский, голландский языки, её узнал читающий мир. Т. Манн в 1932 году послал в Нобелевский комитет представление на Шмелёва, в котором, в частности, говорилось, что «Неупиваемая Чаша» достойна пера Тургенева.

С 1 920 года И. Шмелёв с женой живут в небольшом собственном домике на Орлиной горе, рядом с усадьбой С. Сергеева-Ценского, который они купили по совету автора «Севастопольской страды» у его соседей. Дом стоит на горе, откуда открывается чудный вид на море. Но в этом черноморском раю Шмелёву было так плохо, что «и море — не море, и солнце — не солнце». Здесь он пережил страшный голод и был свидетелем трагических судеб многих алуштинцев, обитателей Профессорского уголка.

-2

Из переписки с ялтинским врачом и писателем Сергеем Елпатьевским узнаём, что доктор старался помочь Шмелёву, устраивал ему приглашения на оплачиваемые творческие вечера-встречи в Ялте. Но из-за крайней нужды у Ивана Сергеевича не было даже тёплой добротной одежды, и в зимнее время он был вынужден отказываться от таких приглашений.

В 1918 году писатель вынашивает идею организовать книгоиздательство, где могли бы печататься авторы, переехавшие на юг России. Среди них называет Елпатьевского, Бунина, Сергеева-Ценского, Алексея Толстого, Чирикова, Ладыженского, Гусева, Гребенщикова, Никандрова, Тренёва и Короленко. Предлагает составить и напечатать серию сборников, а возможно — создать газету для беллетристов. Начало 1920 года наполнено смятением: Крым наводнён слухами о возможной эвакуации, и Шмелёв просит Елпатьевского взять его с собой в случае, если эвакуация всё же произойдёт.

Писатели обращаются к новой власти с просьбой оказать им покровительство. В ответ в 1921 году от наркома просвещения Анатолия Луначарского приходит телеграмма, в которой рекомендуется при отсутствии уголовного преследования оказывать покровительство К. Тренёву, И. Шмелёву, С. Сергееву-Ценскому и С. Елпатьевскому. Им выдаются охранные грамоты и разрешения на продовольственный академический паёк, получить который, впрочем, было практически нереально. Заведующий его распределением цинично говорил жене писателя: «Много вас таких».

В Алуште Иван Сергеевич в основном писал произведения малой формы — рассказы и сказки. «Степное чудо», «Преображенский солдат», «Весёлый барин», «Всемога», «Инородное тело», «Голуби», «Берёзовая роща» — в подавляющем большинстве это аллегорические и сатирические истории, показывающие отношение писателя к окружавшей его действительности.

Уже после эмиграции во Францию в Грасе в 1 923 году он напишет романэпопею «Солнце мёртвых» — менее чем за полгода, по свежим следам израненной души. Эпопея «Солнце мёртвых» — одно из наиболее значительных художественно-документальных произведений о Гражданской войне. Это плач по России, трагический эпос о братоубийственной войне. Писатель показывает, как на фоне бесстрастной в своей красоте природы страдает и гибнет всё живое: «Не надо глядеть на дали: дали обманчивы, как и сны. В них голубого много, зелёного, золотого. Не надо сказок. Вот она, правда, — под ногами. Я знаю, что в виноградниках, под Касте- лью, не будет винограда, что в белых домиках — пусто, а по лесистым взгорьям разметаны человеческие жизни... Знаю, что земля напиталась кровью, и вино выйдет терпким и не даст радостного забытья».

Однако, несмотря на всю тяжесть и трагизм происходящего, эпилог произведения жизнеутверждающий, дарящий надежду: «Цветёт миндаль. Голые деревья — в розовато-белой дымке. В тени, под туей, распустились подснежники — из белого фарфора будто. На луговинках золотые крокусы глядятся, высыпали дружно. Потеплее где, в кустах, — фиалки начинают пахнуть. Весна? Да, идёт весна. Чёрный дрозд запел. Вон он сидит на пустыре, на старой груше, на маковке, — как уголёк! На светлом небе он чётко виден. Даже как нос его сияет в заходящем солнце, как у него играет горлышко. Он любит петь один. К морю повернётся — споёт и морю, и виноградникам, и далям.».

Жестокая в своей правде эпопея наполнена глубоким гуманистическим смыслом. Она ставит вопрос о ценности личности в пору великих социальных катастроф.

И в 1920-е, и в 30-е годы писатель словно «возвращается» в Крым в своих рассказах. Главный алуштинец и наиболее известная личность, по Шмелёву, — это Сергей Сергеев-Ценский. Об их дружбе хорошо известно, но мало кто знает, что Сергей Николаевич был прототипом героя трёх автобиографических рассказов И. Шмелёва: «Крест», «Ентрыга» и «Виноград» — художника Семёна Николаевича Пинькова.

Все эти три рассказа написаны в 1 936 году, один за другим. Год был одним из самых трагических для Шмелёва: в эмиграции умерла его супруга Ольга Александровна, «милейший ангел Олечка». Переосмысливая крымские события и страдая от невосполнимой утраты, Иван Сергеевич вновь обращается к трагическим страницам Гражданской войны и воскрешает забытые тени алуштинцев.

Казалось бы, всё вокруг черно от горя людского, но полуостров, «малютка Кастель», Крымские горы, море и главное — окружающие люди являются для писателя источником силы и вдохновения. В своих ранних произведениях он часто обращался к теме «маленького человека», актуальной в целом для русской литературы. Пусть человек — песчинка, муравей. Но муравей переносит на себе ношу, в несколько раз превышающую его собственный вес...

Уже постаревший в эмиграции Иван Шмелёв не оставлял надежды вернуться в Крым. В настоящее время его дом находится в частном владении, а сам музей, тридцать лет хранящий память о писателе, расположен в здании, принадлежавшем семье Бекетовых (прототипы семьи Букетовых в эпопее «Солнце мёртвых»). В музее царит тёплая, душевная атмосфера. Под ливанским кедром часто проводятся творческие встречи, звучат чарующие звуки музыки, строки произведений писателя о Крыме и православных праздниках.

Анастасия ГРЕБНЁВА,
заведующая отделом «Музей писателя И. С. Шмелёва».

Сайт "Крымские известия"
Сообщество в ВК