Найти тему

Ганнибал. Высадка в Африке

В ходе обсуждения на информационном форуме темы второй Пунической войны был оставлен любопытный комментарий, автор которого задавался вопросом, почему после эвакуации армии из Италии Ганнибал высадился не в самом Карфагене, а на значительном расстоянии восточнее столицы в Лептисе? По мнению автора комментария в случае высадки именно в гавани Карфагена Ганнибал мог тем самым решить сразу две важнейшие задачи: силовым методом с помощью преданных ветеранов устранить оппозиционное правительство и уничтожить ослабленную армию Сципиона, часть которой была отправлена на помощь Массинисе в его борьбе против нумидийского царя Сифакса. Логика в данном вопросе, несомненно, прослеживается и чтобы дать на него вразумительный ответ, необходимо проанализировать сложившуюся на данный период времени ситуацию. Осенью 203 года до новой эры Ганнибал высадился возле Лептиса с отборными частями армии численностью по разным источникам от 12 000 до 24 000 воинов. На зиму полководец расквартировал войско в соседнем городе Гадрумете в 150 километрах от Карфагена и занялся формированием новой армии, а также переговорами с вождями союзных нумидийских и ливийских племен. Учитывая мощные фортификационные укрепления Карфагена, состоящие из трех линий крепостных стен, Ганнибал не беспокоился за безопасность столицы. Неприступность Карфагена оценил и Сципион, отказавшись от любых попыток взять город штурмом или приступить к его долговременной осаде.

Эвакуация армии карфагенян из Кротона в Африку по сложности осуществления не уступает переходу Ганнибала через заснеженные Альпы. Римские флотилии располагались между Кротоном и Карфагеном. Они следили за подходом транспортных кораблей карфагенян, и именно поэтому Ганнибалу пришлось сделать такой большой крюк по морю, чтобы беспрепятственно достичь африканского побережья. Благодаря данному маневру сицилийский флот римлян не успел перехватить грузовые корабли Ганнибала, которые держали курс не на Карфаген, где их ждали, а благополучно высадили армию восточнее в Лептисе. Следует отметить, что во флотилии Ганнибала не было ни одного боевого корабля сопровождения, поэтому неповоротливые транспортные суда карфагенян в открытом море при обнаружении противником могли стать легкой добычей римлян. Другой транспортной флотилии карфагенян, также в это же время перевозившей из Лигурии в Африку армию Магона, повезло меньше. Часть грузовых судов была перехвачена и потоплена римлянами, но большинству кораблей с наемниками на борту все же удалось благополучно добраться до берегов Африки и значительно усилить армию Ганнибала в Гадрумете.

При желании Ганнибал мог беспрепятственно и в кратчайший срок переместить свою армию в Карфаген и совершить в городе военный переворот, устранив от власти оппозиционную фракцию в карфагенском правительстве. И причин недовольства проводимой политикой родного Сената у него было предостаточно. Ливий пишет, что при эвакуации из Италии Ганнибал произнес в адрес правительства Карфагена проклятья: «Прежде меня тянули назад, оставляя без подкреплений, без денег, теперь отзывают открыто! Не римский народ победил Ганнибала, а карфагенский Сенат своей ревнивой завистью». Историк Р. Габриэль пишет: «Ганнибал, по его словам, почувствовал, что Карфаген предал его после битвы при Каннах. Он обвинил карфагенский Сенат в том, что в тяжелые времена, когда он больше всего нуждался в помощи Карфагена, ему было отказано в продовольствии и солдатах. И это правда. За долгие военные годы Ганнибал только в 215 году получил помощь в виде четырехтысячного войска, 40 слонов и небольшой денежной суммы. И больше ничего и никогда. До самого конца у Карфагена было достаточное количество пеших воинов и всадников, чтобы помочь Ганнибалу в Италии. Карфаген просто не хотел этого делать».

Но были уважительные причины, по которым Ганнибал не торопился вернуться в Карфаген. Нельзя было недооценивать силу политических противников Ганнибала. Тон в карфагенском Сенате задавала фракция Ганнона, давнего врага рода Баркидов. Ганнибал знал, как вели себя карфагенские сенаторы в переговорах сначала со Сципионом, а затем и в самом Риме, возложив на него всю ответственность за развязывание войны. Именно в Гадрумете у Ганнибала имелись собственные родовые поместья, и здесь он не опасался за личную безопасность. При поддержке армии Ганнибал мог физическим путем устранить всех своих политических оппонентов, учитывая, что решением того же карфагенского правительства он уже был назначен командующим всех африканских войск. Но было бы легкомысленно развязывать гражданскую войну на родине, в то время когда в пяти километрах от твоей столицы стояла римская армия Сципиона. Ганнибал рассчитывал расправиться со своими противниками в Сенате после устранения непосредственной угрозы Карфагену, что он и сделал без кровопролития пять лет спустя, находясь в должности суфета.

Другой причиной, по которой Ганнибал не мог с армией подойти и стать лагерем возле стен Карфагена, являлось отсутствие продовольствия в городе и его окрестностях. От залива Сирт и до границы с Нумидией пуническая столица была отрезана от континента римскими отрядами. Беженцы устремились в город с пожитками, но без запасов продовольствия. Урожаи в плодородной долине реки Баграда оказались полностью в распоряжении противника. Город с 700-тысячным населением не мог выдержать долгие месяцы без продовольствия, доставляемого из глубинных районов Африки, и в переполненном Карфагене возник голод. Римский флот также контролировал море, и прежнее бесперебойное снабжение морским путем прекратилось. Именно в связи с продовольственным кризисом карфагеняне не удержались от искушения и в нарушение достигнутого ранее перемирия разграбили транспортные суда римлян с продовольствием для армии Сципиона, выброшенные на берег бурей в окрестностях Карфагена. В Гадрумете Ганнибал не испытывал недостатка в снабжении своей 50-тысячной армии провиантом и не теряя времени формировал разрозненные отряды прибывшего подкрепления из числа карфагенского ополчения и ливийских наемников в сплоченное войско. Вместе с тем Ганнибал перекрыл подходы к Карфагену с юго-востока и возобновил бесперебойные поставки необходимого продовольственного снабжения в столицу.

В момент высадки Ганнибала в Лептисе римская армия под стенами Карфагена по сведениям Аппиана на самом деле была ослаблена по причине отправки Сципионом 1/3 легионеров на помощь Массинисе в его противостоянии с Сифаксом за трон Нумидии. Возглавлял отправленные римские воинские контингенты Лэлий. Поэтому в случае возможной высадки Ганнибала непосредственно у стен Карфагена силы противоборствующих сторон были бы примерно равны – по 20 000 воинов. Но надо думать, что Ганнибал абсолютно не располагал сведениями об уходе значительной части римской армии в глубину континента. А если и знал, то не мог предвидеть сроки возвращения к побережью Лэлия вместе с нумидийскими союзниками. Так оно и оказалось. Объединенной армии римлян и нумидийцев не составило особого труда за короткий период времени разбить наспех собранное войско Сифакса, а самого царя захватить в плен.

Сципион, победитель Ганнибала
Сципион, победитель Ганнибала
Маршруты эвакуации армии Ганнибала из Италии и Магона из Лигурии
Маршруты эвакуации армии Ганнибала из Италии и Магона из Лигурии
-3