Найти в Дзене
Nastyreycat

Разработка макета издания

Оглавление

Создание макета издания представляет собой сложный процесс, состоящий из нескольких этапов, таких как выбор формата издания, формата полосы набора, системы рубрикаций, принципа решения особых страниц и др. Рассмотрим основные этапы.

Формат издания — это его размер по ширине и высоте, который технологически предопределен форматом бумажного листа, на котором книга печатается.

Хотя полиграфические форматы исторически несколько отличаются от форматов ISO, в целом шкала форматов листовых печатных машин позволяет печатать продукцию, соответствующую (точно или примерно) стандарту ISO.

Форматы бумаги стандарта ISO
Форматы бумаги стандарта ISO
При этом следует учитывать два момента. Во-­первых, бумага в типографию обычно поступает предварительно нарезанной производителем и формат продукции неизбежно зависит от размеров поставляемой бумаги. Во-­вторых, изображение на печатной машине никогда не печатается в край бумажного листа, а располагается на нем с учетом технологических припусков и расположения специальной информации (меток совмещения, шкал для контроля качества и т.д.).

Таблица 1. Стандартные форматы книг

Формат печатной бумаги в полиграфических измерениях
ширинаxвысота (см)/доля листа

Размер готового
печатного издания
ширинаxвысота (мм)

84x108/8

265x410

70x108/8

265x340

70x100/8

245x340

60x90/8

220x290

84x108/16

205x290

70x108/16

170x260

70x100/16

170x240

75x90/16

182x215

70x90/16

170x215

60x90/16

145x215

60x84/16

145x200

84x108/32

130x200

75x90/32

107x177

70x108/32

130x165

70x100/32

120x165

70x90/32

107x165

60x90/32

107x140

60x84/32

100x140

Раньше все форматы зависели исключительно от ГОСТа. Теперь же подход более гибкий. В идеале можно воспользоваться специальными онлайн­калькуляторами кроя бумаги, предоставленными типографией, где учитывается формат издания, формат печатного листа и технические возможности печатных машин. Всё то же самое можно сделать и с помощью технолога типографии.

Таким образом, получается, что при определении формата издания надо учитывать технические возможности и отлаженный рабочий процесс той типографии, в которой впоследствии планируется печать вашего издания.

На каждом бумажном листе может быть размещено определенное количество полос текста. Число их определяется форматом и характером издания. В зависимости от этого на одной стороне бумажного листа может быть размещено 2, 4, 8, 16, 32, 64, 128 и т.д. запечатанных полос.

Часть печатного листа, на которой отпечатана одна полоса текста, называется долей листа, а ее размер соответствует формату будущего издания до обрезки книжного блока.

Так как печать обычно производится на обеих сторонах бумажного листа любого размера, каждая доля листа содержит две страницы, то есть бумажный лист, отпечатанный в 1/2 долю, содержит 4 страницы, в 1/4 — 8, 1/8—16, 1/16 — 32, 1/32 — 64 страницы будущей книги. Формат издания записывается в виде размера печатного листа (в сантиметрах) и доли, в которую он отпечатан. Например, 60x90/16, 60x84/16, 84x108/32, 70x108/32. Эти сведения выносятся в выходные данные каждого издания. После обрезки книжных блоков формат их будет равен соответственно 145x215, 145x200, 130x200 и 130x165 мм.

По формату (ширине и высоте книжного блока) издания принято делить на следующие группы:

• книги большого (укрупненного) формата — 205x260 мм и более;

• книги среднего (обычного) формата — от 120x165 до 170x240 мм;

• книги малого (уменьшенного) формата (малоформатные) — от 100x140 до 107x177 мм;

• миниатюрные книги — от 76x76 до 100x100 мм;

• микрокниги — не крупнее 10x10 мм.

Форматы, приведенные в табл. 1, необязательны для следующих изданий: альбомов, атласов, книжек­игрушек, буклетов, календарей, факсимильных, нотных изданий, изданий, выпускаемых на экспорт, изданий, печатаемых за рубежом, миниатюрных, уникальных и экспериментальных изданий. Как уже отмечалось, современные технологии позволяют довольно гибко подходить к вопросу формата издания. Всё упирается только в конечную цену. Чем более стандартизировано издание, тем дешевле оно обойдется типографии и, в конечном счете, покупателю.

Выбор формата издания определяется, как правило, тремя основными принципами:

  1. Стремлением к созданию оптимальных условий для зрительного восприятия текста и иллюстраций.
  2. Обеспечением удобства пользования книгой (размер, вес).
  3. Желанием добиться гармоничных соотношений всех пространственных характеристик издания — его высоты, ширины и толщины.

Издания массового характера, особенно предназначенные для библиотек и учебных целей, по условиям пользования ими требуют книги компактной, небольшого или среднего размера, с наиболее удобной для глаза строкой. Этим условиям лучше всего удовлетворяют форматы: 70x90/32, 70x108/32, 84x108/32, 60x90/16, 70x90/16. В этих форматах выпускаются почти все издания массового типа, а также учебная литература.

Формат издания тесно связан с особенностями структуры текста. Стихотворный текст, состоящий чаще всего из коротких или среднего размера строк, хорошо и экономно компонуется на страницах узкого, удлиненного формата. Длинные же строки неизбежно приводят к широкому или большому формату. Достаточно широкого формата требуют стихотворные тексты с рубленой строкой.

Выбор формата также зависит от того, для какой возрастной группы читателей предназначено то или иное издание. Книги для взрослых, как правило, меньше по размеру, чем книги для детей (в свою очередь, чем меньше по возрасту читатель, тем большего формата требуется для него книга). Это объясняется тем, что кегль шрифта (20, 16, 14) в книгах для детей, только начинающих читать, или читающих медленно, требует длинной строки, что ведет к большому формату. Кегль шрифта в изданиях для взрослых — 12, 10, редко, но встречается — 8 пт.

Формат полосы набора и соотношения полей

Основой всех книжных композиций является разворот, а не отдельные страницы. Конструкция разворота проста: он обычно состоит из двух страниц, расположенных симметрично центральной оси разворота — оси вращения (перелистывания) страниц. Двигаясь по тексту, рассматривая иллюстрации, наш глаз сложно перемещается по развороту. Центральная ось разворота, как вертикаль, стабилизирует это движение, служит некоторым ориентиром. Значение центральной оси подчеркивается, особенно в толстых книгах, углублением в корешке и заметным рельефом в центральной части полосы.

наброски разворотов схема: квадраты иллюстрации, жирная полоса -заголовок, остальное сопроводительный текст
наброски разворотов схема: квадраты иллюстрации, жирная полоса -заголовок, остальное сопроводительный текст

Чтобы создать оптимальные условия для чтения текста и просмотра иллюстраций, дизайнеру книги приходится очень внимательно относиться к особенностям строения разворота и уметь их использовать в своих интересах. Его задача сводится к нахождению размеров и пропорций наборной полосы и определению обрамляющих ее полей. Размер наборной полосы устанавливают в зависимости от многих условий:

• кегля и гарнитуры шрифта;

• особенности структуры текста;

• иллюстраций и их размещения на странице и т.д.

Помимо указанных условий размеры наборной полосы зависят от требований экономичности издания. Увеличение полей улучшает удобочитаемость издания, но в то же время резко увеличивает расход бумаги.

При каждом формате книги возможны три варианта размеров книжной полосы. Первый вариант — максимальный формат книжной полосы (экономичный) — предназначен для книг, рассчитанных на короткий срок пользования, например для быстро устаревающих ведомственных изданий, а также для изданий, в которых необходима особенная убористость (справочники и словари). Второй вариант — средний формат книжной полосы (его часто называют нормальным) — должен применяться для учебников и значительной части изданий художественной, научной и научно­популярной литературы. Третий вариант — сравнительно меньший формат книжной полосы (улучшенный) — предназначен для книг, рассчитанных на длительный срок пользования. В реальности возможны и комбинированные варианты.

Иллюстрационный материал также влияет на выбор варианта оформления: крупные иллюстрации (чертежи, схемы), для которых надо сохранить возможно больше места, обусловливают выбор полосы с возможно большей площадью. Верстка с иллюстрациями, выходящими частично или полностью на поля, требует значительного уменьшения формата полосы.

Вокруг наборных полос, расположенных на развороте, образуются поля — очень важная функциональная и композиционная часть разворота. Поля выполняют следующие служебные функции:

• организуют отдых для глаза при переходе с одной строчки на другую;

• не дают глазу при чтении текста «соскальзывать» со страницы в другую плоскость;

• предохраняют книгу, ее текст от износа и дают возможность ее реставрировать;

• выполняют композиционную функцию, служа рамой, которая пространственно оформляет текст (иллюстрацию).

Перечисленные функции полей, связанные с процессом чтения книги, должны самым серьезным образом учитываться при оформлении. От правильности выбора полей зависит гигиена чтения (утомляемость глаза) и его скорость, красота и стройность разворота.

Существует несколько способов нахождения соотношения полосы набора и полей на развороте: рекомендации нормативных документов, геометрические способы определения, классические каноны, основанные на древних рукописях.

Пример макета страницы с полями и полосой набора
Пример макета страницы с полями и полосой набора

Например, ГОСТ 5773­90 указывает значения полосы набора в зависимости от формата и вида оформления, но не регламентирует размеры полей. ОСТ 29.124­94 указывает минимальные размеры полей для любого издания, но эти данные практически не дают ответа на то, какие по размеру поля желательны в том или ином издании (табл. 2).

Существуют общие правила, основанные на традициях: самое узкое поле — корешковое, несколько шире — верхнее, еще шире — наружное боковое, самое широкое — нижнее. Такие различия в ширине полей усиливают композиционное единство книжного разворота и увеличивают долговечность книги — чем больше подвержено износу то или другое поле, тем оно шире. Данные правила также не указывают конкретных значений, а являются скорее рекомендательными.

Наиболее полную информацию о соотношениях полей и полосы набора можно получить, основываясь на геометрических способах построения разворота. Так, известный немецкий мастер художественного оформления книги Ян Чихольд открыл в 1953 году золотой канон позднеготического членения книжных страниц в том виде, как его использовали лучшие писцы.

Таблица 2. Минимальные размеры полей в издании

Наименование поля

Минимальный размер, мм

Корешковое:

• на странице

• на развороте

Верхнее

12

Наружное

11

Нижнее

15

Гутенбергу и печатникам начального периода образцом служила рукописная книга. Печатники переняли законы книжной формы, которым писцы следовали с давних пор. Эти законы были строго охраняемыми секретами мастерских, которые Яну Чихольду удалось восстановить. Высота плоскости, отведенной для письма, равна ширине бумаги при отношении сторон 2:3, что является обязательным условием этого канона. Поля находятся в отношении 2:3:4:6.

Еще одни способ геометрического нахождения соотношения полей и полосы набора найден Иоганном ван де Граафом. Данное построение основано на делении ширины и высоты страницы на девять равных частей. Пропорции сторон страницы не регламентируются, в отличие от предыдущего способа. Одна девятая часть ширины бумаги образует внутреннее поле, две девятые — внешнее, одна девятая часть высоты бумаги образует верхнее поле, две девятые — нижнее.

Канон Иоганна ван де Граафа, по которому строится
классический книжный разворот
Канон Иоганна ван де Граафа, по которому строится классический книжный разворот

При нахождении соотношения полей в издании можно использовать геометрические способы построения, обращаться к нормативной литературе, но ни то, ни другое жестко не ограничивает дизайнера в выборе тех или иных размеров. Выбирая размеры полей, дизайнер чаще опирается на свой вкус и ощущения, придерживаясь только общих рекомендаций и, конечно, беря во внимание способ печати издания и особенности его послепечатной обработки.

При выборе формата издания и полосы набора для стихотворных текстов приходится руководствоваться не только теми факторами, которые были рассмотрены для изданий с прозаическим текстом, но и учитывать особенности построения стиха и, главным образом, длину стихотворных строк. Перенос стихотворной строки нарушает форму стиха, а следовательно, и ритм его чтения. Если в стихах классического типа перенос иногда допускается, хотя и нежелателен, то в стихах свободного построения переносы строк совершенно неприемлемы, так как приводят к изменению авторской акцентировки отдельных частей строки и затрудняют восприятие содержания.

Рассматривая разворот как композиционное поле и конструктивную систему, необходимо учитывать кроме наборной полосы и другие элементы, которые могут находиться на нем вместе с набором. Это, прежде всего, колонцифра, колонтитул, рубрики на полях и т.д. Они самым решительным образом могут влиять на композицию разворота и менять привычное соотношение размеров полей.

Рубрикация

Важным элементом архитектоники книги является ее деление на части, главы, параграфы и т.д. Рубриками называют заголовки частей издания (заглавия, внутренние заголовки подразделов и пр.), а также выделенные заголовками части издания. Соответственно рубрикация — это система заголовков издания, показывающая логическую связь и соподчиненность частей текста. Логичное и четкое оформление системы заголовков помогает понять структуру литературного произведения и облегчает чтение книги.

-5

Отдельные рубрики и части произведения делятся следующим образом:• серия изданий/собрание сочинений/многотомное издание/цикл произведений • цикл произведений; • произведение; • том; • книга; • часть;• раздел; • подраздел; • глава; • параграф.

Средства рубрикации в книге разнообразны: чистый пробел, пробел с заполнением его рисованными украшениями, буквицы, рисованные заголовки; спуски чистые и оформленные разнообразными линейками, виньетками, заставками и т.д.

Выбор типа рубрикации зависит от • вид литературы — сочинениям научным или учебным более свойственно многоступенчатое расчленение произведения на части, разделы, главы, подглавы, параграфы и т.д. Такие издания, как правило, нуждаются в рубрикации их системой разнообразных заголовков, спусков, шмуцтитулов. Рубрикацию литературно­художественных произведений строят по наиболее выразительной третьей схеме;

• назначение издания по характеру распространения — в изданиях, не предназначенных для широкого распространения (научные монографии, малотиражные издания и т.д.) пользуются третьей, наиболее выразительной, но и менее экономичной системой рубрикации. Хотя часто встречаются и скудные по оформлению издания. В массовых изданиях рубрикация более бедная, соответственно и менее выразительная. Это объясняется необходимостью экономно оформлять книгу: здесь даже простое увеличение пробелов между заголовком и текстом при больших тиражах приводит к значительному увеличению расхода бумаги;

• объем произведения — чем больше объем книги, тем более необходим второй или третий тип оформления, то есть введение спусков для отдельных частей произведения и шмуцтитулов для групп этих частей;

• тираж издания — как уже отмечалось, большой тираж издания заставляет обращать внимание, насколько экономична применяемая система рубрик. Чем больше тираж, тем скорее обращаются к скромным по оформлению вариантам рубрикационных схем, стремясь избежать дополнительного расхода бумаги.

Выбор и обоснование печатного оборудования

Выбор оборудования для печатания продукции во многом зависит от ее вида и характера и может оказаться не однозначным. Для обоснования выбора требуется учесть экономический фактор. В целом эффективность печатных машин оценивается по их технологическим, техническим и экономическим показателям.
Листовые офсетные печатные машины хорошо подходят для однокрасочных и многокрасочных изданий при их среднем тираже, а также при печати книг нестандартного формата.
Рулонные офсетные машины используются для печати изданий с большим тиражом и, в особенности, для многотиражной цветной печати. Эти машины осуществляют не только печать, но и фальцовку листов. Конечным продуктом для всех рулонных офсетных машин являются сфальцованные тетради, готовые к подборке и переплету.

С точки зрения продолжительности процесса наиболее выгодно применение рулонных машин, кроме того, отпадает необходимость фальцовки после печати. Поэтому для печати тиража книжного блока более выгодным является использование рулонной машины. Для запечатывания покровного материала переплетной крышки целесообразно использование листовой машины.

Верстка

  1. Основной текст должен быть набран одинаковым шрифтом. Недопустимо изменять кегль на разных страницах книги (кроме случаев, когда изменением гарнитуры или кегля создаются выделения).
  2. Высота полос текста должна быть одинаковой. Колонки страницы книги должны быть одинаковой высоты плюс­минус одна строка (для ликвидации висячих строк). Это правило не касается последней страницы главы или раздела книги, если следующая глава начинается с новой страницы.
  3. Отбивки и отступы различных элементов (таблиц, иллюстраций, подписей к ним) должны быть одинаковыми на протяжении всего текста.
  4. Оформление таблиц, иллюстраций, цитат (при оформлении целыми абзацами), заголовков и всех прочих элементов должно быть одинаковым на протяжении всего издания.

При подготовке издания верстке подвергаются следующие элементы:

• заставки и концевые полосы;

• колонцифры и колонтитулы;

• титульный лист, контртитул, авантитул, шмуцтитул, фронтиспис;

• аннотации и выпускные данные;

• посвящение, эпиграф, предисловие, введение;

• послесловие и заключительная статья;

• затекстовые замечания и комментарии;

• приложения, указатели, библиографические списки;

• оглавление (содержание);

• цитаты, сноски.