Есть общественное мнение, что гордиться собакой нужно только тогда, когда она выполняет команды беспрекословно. «Вот это молодец пёс, вон как умеет». И это мнение прокрадывается в наш мозг и плотно оседает там. Но всё это далеко не так!
Чаще всего есть два варианта, которые мне пишут:
— У нас щенок, мы начали команды учить, но всё равно не справляемся.
— Мне сложно жить с собакой, она неуправляема, но знает вот такие-то команды (команд правда много).
Команды не делают собаку послушной и умной. Они и без команд очень умные и чудесные. Команды не сделают вашего щенка послушным, спокойным и воспитанным. Щенок познает этот мир с помощью всего своего тела и разбора этого мира.
Собака может не знать 100500 команд, но при этом быть невероятно «послушной» и «воспитанной». И всё это происходит из-за взаимопонимания и доверия.
Щенок должен развиваться по своему возрасту. Он должен познавать мир, ошибаться, учиться. Ему очень нужна поддержка наша, а не обучение командам. Да и в целом, команды - сложно для щенка, его голова не готова.
⠀
Взрослая собака, которая знает много команд может вести себя «нежелательно», так как у неё что-то болит или её жизнь не совсем комфортна.
Команды не дают комфорт собаке. Команды не дадут нам понимания про собаку, не дадут доверия и безопасности. К сожалению, вечное обучение частенько ухудшает состояние. Команды и трюки – дополнение, развитие и некоторая необходимость, так как живём в социуме. Но это не база!
Моя собака не слушается меня, что делать?
«Слушаться» - вообще странное для меня состояние, оно относится к чему-то «должна мне», «обязана» и т.д. «Слышать» - другое дело! Но и тут мне есть, что сказать:
- собака не будет слышать, если у неё что-то болит
- собака не будет слышать, если она не доверяет человеку
- собака не будет слышать, если её потребности не закрыты
- собака не будет слышать, если не будет чувствовать себя в безопасности
- собака не будет слышать, если за этим стоит любое наказание
- собака не сможет услышать, если физически она не может это сделать в данную минуту (например, возбуждения/стресс/страх и т.д.)
- особый трепет к щенкам и подросткам, где собаке тяжело самой понять, что происходит внутри.
«Слышать» собака будет, если человек начнёт разбираться в своей собачке! «Слышать» не равно «послушание». «Послушание» не равно «хорошая собака».
Я не могу заставить собаку слышать, если не разобраны все аспекты, которые я описала выше! И я убеждена, что никто не может заставить живое существо что-то делать, когда ему некомфортно!
*не беру даже мысли про насилие
А вдруг мы упустим время для обучения командам?
Для Вас куда важнее найти с собакой общий язык, понимать собаку, дать ей возможность понять вас!
⠀
Если я работаю со щенками, то не начинаю «с пелёнок» учить разные команды, с ними куда важнее учиться взаимодействовать с этим миром. Если я работаю со взрослыми собаками, у которых есть некоторые проблемы, то команды не решат их. Мы сначала копаемся в причинах, пытаемся помочь собаке.
⠀
Санни в свои 13 лет отлично учила новые трюки, чтобы деменция не прогрессировала. Вильям был взрослым, когда мы начали с ним учить команды. Так как сначала мне важно было решить вопросы с агрессией и сепарацией. Рива молодая, ей нравится заниматься, но я не сильно-таки напрягаю её обучением.
⠀
Я не говорю о том, что «команды» и «трюки» не важны! Они нужны нам для развития, безопасности, весёлого времяпрепровождения и т.д. Я лишь говорю о том, что «никогда не будет поздно», ведь выучить команду - не сложно. Сложно выполнить её, когда собаку что-то беспокоит.
Мы не можем требовать от щенка выполнение команды «рядом», например, когда он только начал исследовать мир. Мы не можем просить собаку услышать «ко мне», когда она на грани.
⠀
Всему своё время! Сначала мы изучаем, строим режим, наблюдаем, выстраиваем границы, а дальше уже учимся. Собаке это должно нравиться, ей не должно быть дискомфортно.
Упражнение, с которого мы начинаем
Очень часто при первом знакомстве мне начинают рассказывать про:
— Мы уже команды учим/знаем во всю!
— Постойте, постойте» - сразу говорю я. Щенок еще мал, неопытен и пытаться сразу вложить в него карту памяти с командами - так себе идея.
«Все начинается с пластилина» - говорю я.
Первое упражнение, которое мы учим со щенками - «ходить за вашей рукой». Без команды, без приказного тона, просто говорить во время упражнения. Взяли несколько кусочков, руку к мордочке, щенок сделал пару шагов, дали кусочек. Затем еще пару шагов и т.д.
⠀
И вот вы уже «пластилините» хождение вперёд и даже меняете темп. Затем начинаете делать зигзаг, учитесь делать небольшие повороты вокруг себя. Как вдруг вы уже сможете «пластилинить» змейку и обходы разные.
⠀
«Этот пластилин и есть все ваши дальнейшие команды и трюки» - говорю я. Следите за чёткостью жестов сначала, а потом уже добавляйте голосовой маркер, когда жесты будут понятны.
⠀
Ну а потом полосы препятствий и вы уже почти на финишной прямой! Некуда спешить! Не забывайте, что упражнения начинаем с одного повторения и следим за щенком, ведь ему трудно, действительно трудно.
Видео с упражнением опубликовано в моем канале. На видео Афон пластилиним между конусов, я показываю полосу препятствий своими ногами, самые первые занятия моей Ривы, когда она освоилась в моем доме.
Команды - не залог успеха, не сто процентная гарантия «послушания» и «воспитанной собаки». Трюки - хорошее дополнение, но не исцеление.
Команды не убегут, а вот понимание может так и не прибежать. Моя истина - по шагу за раз!
Лав.Гав.🖤