Нам в наше время на лекциях преподносили Душечку ,одноименную героиню рассказа А.П Чехова, как паразитическую особу. И мы все соглашались. Раньше как-то не особо приветствовались споры, всё воспринималось как догма.
Говорили нам: « Душечка ведет паразитический образ жизни, приспособленка, не имеет своего мнения.» Мы так и думали.
Сквозь призму лет для меня образ героини А.П.Чехова предстает в ином свете.
Я думаю, что сейчас Душечка тоже была бы несовременна. Ведь сейчас женщины очень самостоятельны, самодостаточны. Куда ей угнаться за ними? Она не соблюдает диеты. Вот отрывок из произведения, подтверждающий эту мысль:
«… дома с мужем пили чай со сдобным хлебом и с разными вареньями, потом кушали пирог. Каждый день в полдень во дворе и за воротами на улице вкусно пахло борщом и жареной бараниной или уткой, а в постные дни — рыбой, и мимо ворот нельзя было пройти без того, чтобы не захотелось есть. В конторе всегда кипел самовар, и покупателей угощали чаем с бубликами».
А вот портрет Оленьки (кстати, так звали Душечку) , тоже не идеал в плане фигуры для наших современниц:
«Это была тихая, добродушная, жалостливая барышня с кротким, мягким взглядом, очень здоровая. Глядя на ее полные розовые щеки, на мягкую белую шею с темной родинкой, на добрую наивную улыбку, которая бывала на ее лице, когда она слушала что-нибудь приятное, мужчины думали: «Да, ничего себе...» и тоже улыбались, а гостьи-дамы не могли удержаться, чтобы вдруг среди разговора не схватить ее за руку и не проговорить в порыве удовольствия:— Душечка!»
Оленька растворялась в своих мужьях. Что категорически сейчас не в моде.Сейчас все мы помешались на самореализации. А что мы наблюдаем у нашей Оленьки?
Первый муж антрепренер, выражаясь современным языком, был театральным менеджером. И она полюбила его до самозабвения, полюбила из жалости, из сострадания.
Выйдя за него замуж, она стала говорить своим знакомым, что «самое замечательное, самое важное и нужное на свете — это театр и что получить истинное наслаждение и стать образованным и гуманным можно только в театре».
Второй муж торговал лесом. Через какое-то время Оленька (теперь уже Ольга Семеновна) снова постигла интересы супруга. И снова живёт только интересами мужа:
«Ей казалось, что она торгует лесом уже давно-давно, что в жизни самое важное и нужное это лес, и что-то родное, трогательное слышалось ей в словах: балка, кругляк, тес, шелёвка, безымянка, решетник, лафет, горбыль... По ночам, когда она спала, ей снились целые горы досок и теса, длинные, бесконечные вереницы подвод, везущих лес куда-то далеко за город».
После смерти второго мужа у неё квартировал ветеринар. И мы понимаем, что отношения Ольги Семеновны и квартиранта перешли на другой уровень. Гениальный Чехов об этом пишет так:
«Когда к нему приходили гости, его сослуживцы по полку, то она, наливая им чай или подавая ужинать, начинала говорить о чуме на рогатом скоте, о жемчужной болезни, о городских бойнях, а он страшно конфузился и, когда уходили гости, хватал ее за руку и шипел сердито..».
Потеряв близких людей, оставшись одна, Душечка чахнет без любви.
Бог этой героине своих детей не дал. Но она так привязывается к сыну ветеринара,что душа её снова оживает (ведь она же Душечка).И она очень трогательна в этой своей новой привязанности.
Теперь она говорила о том, как "теперь детям трудно учиться в гимназиях, но что все-таки классическое образование лучше реального, так как из гимназии всюду открыта дорога: хочешь — иди в доктора, хочешь — в инженеры».
Чехов открывает читателю , что самая сильная привязанность Душечки оказалась к мальчику: «За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления. Почему? А кто ж его знает — почему?»
Вот такая героиня рассказа А.П. Чехова. Думаю, я поняла для себя очень важное про эту героиню . Что именно? Что сущность любви Душечка видит не в том,чтобы её любили, а чтобы отдавать, дарить любовь другим.