Философа С. Львова заинтересовал вопрос о роли самовоспитания личности. Анализируя обстоятельства, формирующие человека, он останавливается на самом главном, по его мнению, - на самовоспитании.
С. Львов приводит пример из жизни людей, живших в разные времена: А.Т. Болотова и А.П. Чехова. После смерти родителей А.Т. Болотова его наставниками стали книги. Даже в походной жизни он «читал, переводил, продолжал изучать разные науки, среди них философию». Впоследствии он увлекся ботаникой, медициной, агрономией, педагогикой, драматургией. С. Львов утверждает, что вся жизнь этого человека – «непрерывный труд самовоспитания» и что «всю свою жизнь он был верен ещё в самой ранней юности намеченной цели — просвещаться и просвещать». Так самовоспитание помогает человеку уверенно идти к намеченной цели и приносить пользу себе и обществу.
Читая пример автора из письма Чехова редактору Суворина, мы понимаем, что это факты из жизни самого писателя, который пережил трудные детские и юношеские годы, но, несмотря на сложности, упорно старался воспитать в себе самостоятельное мышление, свой взгляд на жизнь и стремился стать интеллигентным. Стать врачом и писателем ему в значительной степени помогло самовоспитание.
Оба примера констатируют важную роль самовоспитания в жизни человека как целенаправленной работы над собой для формирования положительных черт характера, для саморазвития. Поэтому они дополняют друг друга и убеждают читателя в том, что молодому поколению следует пополнять интеллектуальный и нравственный багаж через преодоление жизненных сложностей, воспитывая самого себя.
Автор уверен, что среди обстоятельств, формирующих личность, важнейшим является самовоспитание. С. Львов хотел сказать, как важно с детства ставить конкретные серьезные цели и упорно реализовывать их. Развитие в себе целеустремленности, в том числе в познании, силы воли, силы характера и есть самовоспитание. Тем самым совершенствовать себя и помогать совершенствоваться другим.
Соглашаясь с суждениями автора, приведу аналогичный пример из жизни русского полководца А.В. Суворова. В детстве Суворов был слабым, часто болел. Отец готовил его к гражданской службе. Однако Александр интересовался военным делом, изучал военные науки. Он закалялся и занимался физическими упражнениями. Впоследствии стал блестящим военным и прославленным полководцем.
Итак, с детства ради своего будущего человек должен саморазвиваться, продумывать свои поступки и понимать их последствия, упорно заниматься физическим и интеллектуальным трудом. Так происходит формирование личности. Заниматься самовоспитанием или отдаваться воле случая и плыть по течению? Выбор у каждого свой.
У нас есть интересные тесты на канале Знать мир на пять. Проверяйте знания, постигайте новое, не останавливайтесь на достигнутом. Ведь мир безграничен и полон загадок и любит тех, кто стремится постичь неизвестное!