Я могу понять даже идиотов. Один такой в прямом эфире своего канала устроил смертельную игру с ядовитой змеей и проиграл. Другой под камеру демонстрировал акробатические номера на подоконнике, кажется, с семнадцатого этажа, и сорвался. Третий на автомобиле решил перелететь с крыши на крышу высотных домов, тоже, естественно, под запись, и не перелетел. От машины мало что осталось, не то что от человека. Четвертый… Пятый… Шестой…
Повторяю: я могу их понять. Оправдать эти дурацкие поступки нельзя, но тут видна хотя бы цель: собрать подписчиков, обрести славу, получить деньги. В конце концов, человек волен распоряжаться своей судьбой, потому и хрен с ним. Плохо, конечно, что находятся подражатели таких «героев», но это уже другой разговор.
Наш же – вот о чем.
Вы наверняка встречали блогеров, пишущих на темы… не искусства, не культуры, не литературы… Не знаю даже, как сказать… Ну если короче, даже одним словом – сволочей. Если идиоты ставят на кон свою жизнь, то сволочи бьют по чужим. Не далее как сегодня прочел о писателе, имя которого знают все. Он, оказывается, любил женщин, которые не моются и от тела которых исходит специфический запах. А вот сведения о прекраснейшей актрисе: любила секс с извращениями, и описано, с какими именно. Еще один материал – о народной артистке, певице: перед концертами устраивала групповуху, находила для этого юнцов… Всё «пикантное» выносится в заголовок, выделяется шрифтами.
Своего имени блогеры не называют, прикрываясь никами типа «Архитектор искусства», «Составление букетов», «Инженер душ» и прочей галиматьей. Не называют потому, что или остатки совести все же остались, или боятся, что придется отвечать за пакостные свои дела. Пишут они о людях, уже ушедших, но как знать, не найдется ли все же тот, кто или в суд на них подаст, чтоб не поганили добрые имена, или как-то найдет и врежет им по морде.
И вот тут лично мне трудно понять действия сволочей. Зачем им это надо? Копейку заработать? Так я не думаю, что они наберут для этого нужное число подписчиков. В большинстве комментариев на их творчество многие пишут: подписался (лась) только затем, чтоб сказать, что вы негодяй, и тотчас отписываюсь.
Казалось бы, чего ж тогда тут возмущаться, негодовать, негодяи и есть негодяи, или попросту больные люди, пусть их… Но беспокоит то, что просмотров-то у этих «архитекторов» и «инженеров» сотни, понимаете? И среди этих сотен есть несозревшие еще головушки, которые примут, извиняюсь, говно за чистую монету, усомнятся в человеческих качествах писателей и исполнителей: мол, не бывает же шума из ничего.
Бывает, бывает. У нас ведь что-то или кого-то опошлить – почти что правило хорошего тона. Чапаев – никакой не герой, он и саблю в руках не держал. Шолохов – плагиатор, «Тихий Дон» не он писал. Твардовский – законченный алкоголик… А если от частного переходить в общему – нет у нас в истории ничего светлого – одни застои, репрессии, изверги, маразматики. Что ж с нами такое-то, а? В Америке возводят памятники генералам Юга и Севера, тем, кто были врагами в их гражданскую. В Англии революционер и цареубийца Кромвель входит в число героев нации, во Франции свято чтут День Парижской коммуны, а мы свои исторические даты переписываем, прошлое грязью поливаем. Будто не понимаем той истины, что невозможно идти вперед не опираясь на багаж уже накопленного опыта. Ведь он же есть, этот багаж, пусть крупицы полезного, нужного, но можно находить в каждом периоде нашей истории, и обогащаться этим, и строить на этом общественные отношения. А мы переписываем историю, ориентируясь на факторы не созидания, а разрушения. Литература, театры, фильмы, теперь вот измышления блогеров – ну почти сплошной Гулаг, и ничего-то мы кроме тюрем и галош не создали. Ну разве можно таким образом вырастить в человеке чувство не разрушителя, а созидателя?
И ведь не только историю переписываем. Если хотите грустно улыбнуться, поведаю вам такую информацию. Был недавно, скажем так, на одном творческом мероприятии, где собрались театралы и киноведы. Нет, это была не официальная вечеринка, а скорее, междусобойчик, где на самом деле шли разговоры о творчестве. Так вышло, что затронули тему спектаклей, к огромному сожалению, почти исчезнувших из отечественного репертуара. «Египетские ночи», «Машиналь», «Любовь под вязами», «Жирофле-Жирофля»… И при упоминании последнего вдруг берет голос режиссер, скажем так, известный в столичной тусовке, и говорит: а я, мол, хочу эту эксцентриаду поставить, только не так, как это делал знаменитый Таиров в своем Камерном театре, и даже не совсем так, как сочинил ее Лекок, а…
Тут надо напомнить, что это такое – Жирофле-Жирофля. Композитор Лекок написал ее как комическую оперу, это было аж 150 лет назад, либретто сочинили Ванлоо и Летерье, но их диалоги и песенки в разных странах и в разное время претерпели такие изменения (слишком вольные переводы), что авторы, пожалуй, сами бы не узнали свое творенье. Однако канва, конечно, осталась классической.
Значит, так. Если очень-очень коротко. Живут в семье две сестрички-близняшки, намечается их свадьба с достойными женихами, уже столы накрыты, уже гости приглашены, уже наступила пора венчания, но тут одну из сестричек похищают пираты. Женихи взвинчены, требуют ускорить процесс, поскольку не знают про пиратов и похищение, и отец находит решение: одна дочка венчается сначала с одним парнем, а через полчаса – с другим. Продолжается веселье, песни, танцы, клоунада, но, как понимаете, приближается ночь, новобрачным надо отходить, так сказать, ко сну, а как это осуществить? Нашелся шаблонный выход: в последний момент пираты возвращают похищенную и все становится по местам.
Такой вот незамысловатый сюжет придумали авторы.
И что же предлагает современный режиссер? Он на полном серьезе говорит, я, коллеги, так думаю: все в Жирофле-Жирофля до полуночи – это фигня, это неинтересно, у меня вторую невесту пираты не вернут, и вот тогда в постели окажутся два жениха и одна невеста, представляете?! И непонятно, кто и кого там будет иметь. Зритель валом к нам повалит, вот увидите. Ему ведь что нужно? Провокация, шок, эффект!
Так что будем ждать новое прочтение достопочтенного Лекока.
А может, и впрямь повалят…
Понимаете, дело какое: ночью, если с пути сбился, по звездам путь определяют. Мы его определяем по «звездочкам». «Звездочки» от политики, от эстрады, от литературы… Эти звезды, как понимаете, искусственные, а «Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно». Куда мы придем по ним? Все меньше истинных ориентиров…