Крестьянская одежда подразделялась на повседневную и праздничную. Преимущественно крестьянское платье было домотканым. Только зажиточная часть деревни позволяла покупать себе фабричные ткани. Мужчины в деревне носили белье домашнего изготовления, рубаху с косым воротом длиною до колен и порты. Рубаха подпоясывалась пояском. В праздничные дни надевали льняные рубахи. Зажиточные крестьяне щеголяли в рубахах из красного ситца. Верхнюю одежду летом составляли зипуны или свиты. По праздникам носили домотканые балахоны. А крестьяне побогаче – кафтаны тонкого сукна[1].
Основу обыденной одежды тамбовских крестьянок составлял традиционный южнорусский костюм, испытывавший в конце XIX века значительное влияние городской моды. Девушки и замужние бабы носили сарафаны. В ряде мест у селянок сохранилась клетчатая или полосатая «панева», на головах «кокошники» и волосники с возвышениями или даже рогами. Привычная женская обувь «коты» (чоботы) уступили место башмакам или полусапожкам «со скрипом»[2].
Праздничная одежда крестьянок отличалась от будничной различными украшениями: вышивками, лентами, цветными головными платками. Ткани с орнаментом, который был оригинален для каждой местности, селянки изготовляли на домашних станках. В праздничную одежду наряжались не только по праздникам, на деревенские гуляния и посиделки, в церковь, при приеме гостей, но и на некоторые виды работ.
По сведения Ф. Поликарпова в конце XIX века «появляются щеголи, надевавшие «гасподские» рубахи – косоворотки из ситца и легкие сапоги». Даже в пределах одного уезда обнаруживается разнообразие сельской одежды. «В одних местах носят «паневы» – черные клетчатые юбки, в других «юпки» красных цветов, с широкой обшивкой у подола – из лент и позумента. Девушки носят преимущественно сарафаны. Везде обувью являются лапти с «анучами» и «партянками». В праздничные дни одевают тяжелые и широкие сапоги с подковами»[3].
Новшеством в сельской моде являлся материал, из которого было сделано платье. Ткань фабричного производства (шелк, сатин) практически вытеснила домотканое сукно. Под влиянием городской моды изменился крой крестьянского платья. Об изменениях в крестьянской одежде в начале XX века писал С.Т. Семенов. Он пишет, что «самотканки вытеснялись ситцем. Зипуны и кафтаны заменились кофтами и пиджаками»[4]. Мужчины надевали поддевки, пиджаки, штаны не «набойчатые», а суконные и бумажные. Молодые люди ходили в пиджаках, подпоясывая брюки ремнями с пряжками. В прошлое уходили традиционные женские головные уборы. Сельские девушки ходили с непокрытой головой, украшая ее искусственными цветами, накидывая платок на плечи.
Таким образом, можно сказать, что быт крестьян в конце XIX – начале XX века был достаточно разнообразным. Избы изготавливали из круглых неотесанных бревен. Чаще всего строительство избы осуществлялось с помощью соседей. Большую часть пространства избы занимала печь, которая топилась «по-черному». Крестьянки редко убирались в доме, в порядок жилище приводили перед значимыми праздниками. Пища была результатом производительной деятельности крестьян. Крестьяне не получали необходимых питательных веществ. Также существовала традиция пищевых ограничений.
[1] Громыко М.М. Мир русской деревни. 1991. С. 101-104.
[2] Крестьянская повседневность (традиции конца XIX – начала ХХ века). М.-Тамбов. 2004. С. 62-63.
[3] Воспоминания русских крестьян XVIII - первой половины XIX века. М.: Новое литературное обозрение, 2006. С. 210.
[4] Там же. С. 312.