Статья Ревизонского Виталия Юрьевича руководителя патентного бюро BIZNES.RU, бизнес-эксперта, юриста, экономиста о коммерциализации обьектов интеллектуальной собственности в форме цифровых финансовых активов, с применением технологии блокчейн и смарт-контрактов в информационной системе Центрального банка Российской Федерации.
(англ.) Article by Vitaliy Revizonsky, head of the BIZNES.RU patent bureau, business expert, lawyer, economist, on the commercialization of intellectual property in the form of digital financial assets using blockchain technology and smart contracts in the information system of the Central Bank of the Russian Federation.
Ключевые слова: цифровизация, коммерциализация РИД, цфа, цифровые финансовые активы, интеллектуальная собственность (англ.)Keywords: digitalization, commercialization RID, digital financial assets, digital financial assets, intellectual property
Аннотация.
«Предметом исследования в статье является изучение вопроса о новом инструменте коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в форме цифровых финансовых активов в экономике Российской Федерации. Обзор новых технологий распределённого реестра. Изучение особого подхода Центрального Банка Российской Федерации к формированию цифрового финансового рынка в России на технологии блокчейн и смарт-контрактов,обеспечивающих выпуск цифровых финансовых активов, которые стали инновационным инструментом роста коммерциализации объектов интеллектуальной собственности и повышению доли интеллектуальной собственности во внутреннем валовом продукте страны.»
Вопрос коммерциализации объектов интеллектуальной собственности является краеугольным для успешного развития экономики государства, в условиях глобальной цифровизации и перехода на рельсы высокотехнологичного производства.
Показатели рост внутреннего валового продукта страны непосредственно связаны с темпами роста интеллектуальной собственности, её стоимости и успешной коммерциализации как за рубежом, так и внутри страны, так как она неразрывно связана с ростом инновационных технологий и их применения в высокотехнологичном производстве. До сих пор доля интеллектуальной собственности в ВВП страны крайне мала, и выглядит незначительной на фоне роста доли интеллектуальной собственности в ВВП других стран. Причинами такого низкого уровня вклада во внутренний валовый продукт страны, являются отсутствие учёта и регистрации объектов интеллектуальной собственности, несправедливая оценка стоимости, отсутствие современных финансовых инструментов коммерциализации и эффективного менеджмента.
Необходимость решения этих вопросов находит отражение и в Положении о национальной стратегии развития интеллектуальной собственности, приоритетными задачами которой являются:
- Стимулирование создания охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности, повышения результативности НИОКР, в части создания ключевых технических решений, и их правовой охраны;
- Оценка и коммерциализация прав на интеллектуальную собственность;
- Укрепление национальной безопасности и повышение технологической независимости Российской Федерации;
- Развитие человеческого капитала как основы конкурентоспособной экономики;
- Развитие культуры обращения с интеллектуальной собственностью;
- Обеспечение эффективной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности
В условиях глобальной цифровой трансформации сферы интеллектуальной собственности появились новые инструменты управления и коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, сформировались новые цифровые финансовые рынки. Главенствующую роль в создании и развитии новых цифровых финансовых рынков явила технология блокчейн (англ. blockchain — цепь из блоков) — выстроенная по определённым правилам непрерывная последовательная цепочка блоков, содержащих информацию, и возможность формирования смарт-контрактов в этой цепи. Однако, эта технология всё же больше рассматривалась государствами и крупными финансовыми институтами, как эффективный инструмент учёта и систематизации операций, позволяющий создавать децентрализованный реестр, отвечающий современным стандартам цифровой безопасности.
Несомненно, что сферы применения такой технологии оказались разнообразными, но лидирующая роль несомненно была отдана финансовому сектору, который произвёл цифровую финансовую революцию двадцать первого века, породившую новое понятие криптономики, в основе которой было формирование новых цифровых рынков, предметом оборота которого стали известные всему миру криптовалюты.
Однако, и результаты интеллектуальной деятельности тоже быстро заняли свою нишу на цифровых финансовых рынках, так как новая технология стала быстрым и удобным инструментом их коммерциализации и управления. Одним из первых инструментов коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности на цифровых рынках стала технология NFT (НФТ) - «невзаимозаменяемые токены» (non-fungible tokens). Это криптографический вид токенов, где каждый объект уникален, его нельзя заменить или обменять на другой токен в цепи. Каждый токен NFT является записью в реестре блокчейн о праве владения на тот или иной объект интеллектуальной собственности. Объектами таких прав часто выступают картинки, видео, произведения искусства, цифровые товары, которые можно оцифровать и превратить в невзаимозаменяемый токен. Применение технологии для пользователей построено, таким образом, что позволяет проводить коммерциализацию объектов авторского права практически с момента размещения токена NFT. Таким образом, регистрация на самых крупных маркетплейсах токенов NFT, непосредственно связана с привязкой криптокошелька в личном аккаунте.
Уникальная технология NFT, основанная на принципе блокчейна, отвечает нескольким критериям для обладателя авторских прав на тот или иной цифровой объект: 1. Депонирование (публичное размещение) любого цифрового объекта, автоматически идентифицирует автора объекта. 2. Коммерциализация (продажа,франшиза) достигается быстрым способ на площадке непосредственно самого маркетплейса. 3. Защита прав на объект интеллектуальной собственности достигается уникальной идентификацией технологии NFT, которая позволяет отнести права к тому или иному субъекту.
Такие уникальные обстоятельства этой технологии вызывают интерес у ведущих мировых компаний, которые исследуют спрос на новые технологии и перспективные тренды развития рынка в эпоху цифровизации.
С учетом грядущей эпохи развития виртуальной реальности, стремящейся к созданию метавселенной крупными игроками различных индустрий, токены NFT, в своей перспективе могут стать своеобразными кирпичиками фундамента такой системы. Такие цифровые произведения могут быть использованы в создании образов метавселенной, куда уже сегодня стремятся к присутствию мировые бренды.
Интерес к технологии NFT вызывает большой интерес во всём мире у авторов произведений, так как имеет технологию защиты авторского права и является эффективным инструментом коммерциализации. Эта прорывная технология существенно взбудоражила авторскую среду, но оставила большое количество вопросов, касающегося авторского права открытыми. С технологической точки зрения, сам токен NFT это файл с метаданным и уникальным набором критографических символов, закодированных с помощью произведения, расположенный в сети блокчейн, имеющий адрес и уникальный идентификатор. Определённо,что такой сложный криптографический набор невозможно именовать произведением обладающим авторским правом. Но сама площадка для реализации токенов отображает пользователю уникальное произведение, которое воспринимается им как объект приобретения. Отсутствие ясности вносит большую путаницу во взаимоотношениях между продавцом, покупателем, и оператором интернет-площадки. Нередко продавцами таких площадок, в качестве NFT, выставляются знаменитые произведения искусства, цены на которые привлекают внимание пользователей. В таких ситуациях, некоторые покупатели думают, что приобретают произведение искусства и становятся полноценными правообладателями, со всеми вытекающими правами. В действительности, они покупают лишь метаданные, связанные с произведением, а не само произведение. Имеет место и банальное нарушение авторских прав. Нередко авторы произведений жаловались на обнаружение в сети блокчейн таких площадок свои произведения, которые реализовывались в форме токена сторонними пользователями. Обычно такие жалобы рассматриваются операторами площадок и во внесудебном порядке устраняют нарушения путём удаления токена. В этом случае, отсутствие законодательной базы и правового регулирования в международной юрисдикции для таких площадок, а также закрытость системы блокчейн создаёт благоприятную среду для нарушения авторского права.
В российском законодательстве тоже отсутствует правовое регулирование NFT, в качестве цифрового актива, которое позволяло бы обеспечить наполняемость бюджета за счёт налоговых отчислений. Ранее, в Государственной Думе был рассмотрен проект федерального закона No 126586-8 «О внесении изменений в статью 1225 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения перечня охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в виде невзаимозаменяемых токенов)», внесенный депутатами Государственной Думы А.О.Ткачевым, В.А.Даванковым, где согласно пояснительной записке законопроект направлен на нормативное закрепление понятия «невзаимозаменяемый токен уникального цифрового актива» (далее – токен) и обеспечение защиты их правообладателей. Но законопроект получил отрицательное заключение Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству, согласно позиции которого, в законодательстве Российской Федерации правовой режим токенов не определен, поэтому только введение соответствующего термина в законе недостаточно для предоставления токену как результату интеллектуальной деятельности правовой защиты в соответствии с частью четвертой указанного Кодекса. Кроме того, реализация предлагаемого изменения потребует регламентации вопросов, касающихся срока действия исключительного права на токен как результат интеллектуальной деятельности, основания и порядка возникновения этого права, его продления, передачи, прекращения и так далее. В законопроекте указанные вопросы не решены. Также вышеупомянутый Комитет обратил внимание на тот факт, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение таких понятий, как «цифровой контент», «цифровой актив», «невзаимозаменяемые данные» и «блокчейн». В связи с чем, предлагаемое законопроектом изменение содержит неопределенность в правовом регулировании, и его реализация приведет к проблемам в правоприменительной практике.
Таким образом, способы коммерциализации интеллектуальной собственности в России до недавнего времени оставались традиционными: 1.Возмездная передача прав на объекты интеллектуальной собственности. 2. Производство и реализация продукции, с использование интеллектуальной собственности. Первый способ чаще всего является востребованным для малого и среднего бизнеса, где права на объекты интеллектуальной собственности передаются по лицензионному договору или договору коммерческой концессии (франшизы). По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау). В отличие от договора коммерческой концессии, лицензионный договор накладывает меньше обязательств на правообладателя, так как по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах. Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.
Второй способ является основополагающим для создание и реализации продукции, и связан с существенными финансовыми, производственными, ресурсными затратами. Как правило, предприятие осуществляющее такую коммерческую деятельность полноценно использует интеллектуальную собственность в качестве нематериальных активов компании: формирует уставной капитал, проводит рыночную оценку нематериальных активов, увеличиваетает капитализацию компании, повышает инвестиционную привлекательность. Правительство Российской Федерации всячески стимулирует компании к процессу учёта, оценки и коммерциализации нематериальных активов. К примеру, поправками в Налоговый кодекс возобновлено применение "льготы", которая уже применялась в период с 1 января 2018 года по 31 декабря 2019 года включительно. Закон вступил в силу с 28 мая 2022 года, но его действие распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года. Согласно действующей редакции правки, если в ходе инвентаризации будут выявлены результаты интеллектуальной деятельности, которые должны быть отражены в составе НМА, то в период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2024 года включительно включать их стоимость во внереализационные доходы при расчете налога на прибыль не надо. Существенным стимулом к эффективному менджменту и коммерциализации интеллектуальной собственности являются льготы для компаний- разработчиков программного обеспечения. Включение сведений в реестр российского ПО или реестр евразийского ПО предоставляет преференции правообладателям ПО при участии в государственных и муниципальных закупках (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Кроме того, реализация исключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных, сведения о которых включены в реестр российского ПО, не подлежит обложению НДС (в соответствии с подпунктом 26 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
Значительным прорывом для появления новых финансовых инструментов коммерциализации объектов интеллектуальной собственности в России стали Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 N 259-ФЗ, и Федеральный закон "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 02.08.2019 N 259-ФЗ, которые были разработаны при участии Банка России, и позволили создать новые правовые механизмы, регулирующие отношения, которые возникают при финансировании инвестиционных проектов широким кругом инвесторов с использованием информационных технологий.
Появился термин ЦФА — это цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые предусмотрены решением о выпуске ЦФА. Наряду с ЦФА в информационных системах также могут выпускаться и цифровые права, включающие одновременно ЦФА и право требовать передачи вещи (вещей), исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) прав использования результатов интеллектуальной деятельности, выполнения работ и (или) оказания услуг. Такие цифровые права были признаны гибридными (ГЦП). Также существует и механизм привлечения инвестиций через предложение утилитарных цифровых прав. Утилитарные цифровые права (УЦП) – это создаваемые и оборачиваемые в информационной системе права требования передачи вещи или интеллектуальных прав, права требования выполнения работ или оказания услуг.
Выпуск и обращение цифровых финансовых активов (ЦФА) — стало новым явлением на цифровом финансовом рынке России. Для оборота цифровых финансовых активов применяется технология распределенных реестров (блокчейн), что позволяет автоматизировать исполнение сделок за счет применения смарт-контрактов. По заявлению самого регулятора, Центрального Банка России, использование такой технологии открывает новые технологические горизонты на финансовом рынке.
Непосредственно Банк России продолжает принимать непосредственное участие в формировании нового цифрового рынка России, отмечая, что объекты интеллектуальной собственности являются одним из самых перспективных и актуальных цифровых финансовых активов этого рынка.
Сам рынок будет наполняться цифровыми финансовыми активами при непосредственном участии операторов информационной системы, которые аккредитованы регулятором. Обеспечением бесперебойного функционирования информационных систем, в которых осуществляется выпуск и учет ЦФА, занимается оператор информационной системы. Он также допускает пользователей к информационной системе, взаимодействует с органами власти по вопросам предоставления информации и исполнения решений судов. Кроме того, у оператора информационной системы есть возможность обеспечить совершение сделок с ЦФА и проведение расчетов по сделкам с ЦФА с использованием номинального счета (право проведения расчетов по сделкам отражается в соответствующем разделе реестра операторов).
Операторами информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, могут быть только российские юридические лица, включенные Банком России в реестр таких операторов.На сегодняшний день Центральным банком России аккредитованы и внесены в реестр пять операторов информационной системы: ООО «Системы распределённого реестра» (Мастерчейн), ООО «Атомайз» (Атомайз), ООО «Лайтхаус» (Лайтхаус), ПАО «Сбербанк России» (СБЕР), АО «АЛЬФА-БАНК» (АЛЬФА-БАНК). Оператор обеспечивает бесперебойное функционирование площадки, на которой осуществляется выпуск и учет цифровых финансовых активов. В его обязанности входит допуск участников к информационной системе, взаимодействие с регулятором и органами власти по вопросам предоставления информации и исполнения решений судов. Кроме того, у оператора информационной системы есть техническая возможность обеспечить совершение сделок с цифровыми финансовыми активами и проведение расчетов по сделкам с ЦФА с использованием номинального счета (право проведения расчетов по сделкам отражается в соответствующем разделе реестра операторов).
Участниками такого рынка становятся эмитенты-юридические лица или индивидуальные предприниматели, размещающие на площадке выпуск цифровых финансовых активов, и инвесторы-лица, приобретающие цифровые финансовые активы с целью приобретения прав, получения дохода, или последующей перепродажи ЦФА.
Центральный банк России уделил большое внимание к качеству выпускаемых цифровых финансовых активов со стороны эмитента
Физические лица, не являющиеся квалифицированными инвесторами, могут инвестировать в ЦФА с учетом требований Указания Банка России № 5635-У.
Действующее регулирование содержит многоступенчатую систему допуска неквалифицированных инвесторов на рынок ЦФА:
— пунктом 1 Указания Банка России № 5635-У определены признаки ЦФА, в отношении которых установлен полный запрет на инвестирование неквалифицированными инвесторами — физическими лицами. Например, к ним относятся ЦФА на ценные бумаги, предназначенные только для квалифицированных инвесторов, или ЦФА, право получения выплат по которым зависит от наступления или ненаступления каких-либо событий, относительно которых неизвестно, наступят они или нет;
— пунктами 2.1–2.6 Указания Банка России № 5635-У определены признаки ЦФА, которые могут приобретаться физическими лицами, не являющимися квалифицированными инвесторами, без ограничений. Здесь применяется тот же подход что и в отношении других финансовых инструментов. Без ограничений можно инвестировать в ЦФА, связанные с высоколиквидными и (или) высоконадежными активами: облигациями федерального займа, драгоценными металлами, акциями компаний, включенных в котировальные списки бирж или ЦФА, эмитенты которых обладают высоким кредитным рейтингом;
— пунктом 3 Указания Банка России № 5635-У для случаев инвестирования неквалифицированными инвесторами в ЦФА, не отвечающим признакам, определенным в пунктах 1 и 2.1–2.6 Указания Банка России № 5635-У, установлен лимит в 600 тыс. рублей в течение одного года. При этом при исчислении указанного срока необходимо руководствоваться датой проведения физическим лицом первой операции по приобретению ЦФА.
Для Эмитента выпуск цифровых финансовых активов становится привлекательным по нескольким причинам:
- Экспресс-выпуска ЦФА на площадке существенно экономит время, — ЦФА способны быстрее привлечь необходимые финансы под объекты интеллектуальной собственности, чем оформить кредитную линию или выпустить облигации.
- Малые затраты (подготовка, и выпуск ЦФА несравнимо экономичнее затрат на выпуск акций или облигаций)
- Отсутствие посредников (участниками процесса являются — Эмитент, Инвестор, Оператор)
Для Инвестора очевидными плюсами являются:
- Быстрый доступ к цифровому финансовому рынку
- Большое разнообразие цифровых финансовых активов
- Законодательное регулирование, гарантирующее безопасность сделки
Первым эмитентом выпущенных в России цифровых финансовых активов стал фонд GPF Investments, выпустивший свои токены на площадке «Атомайз», а первыми инвесторами, которые их приобрели — брокер «Вектор Икс» и Росбанк. Сделка с ЦФА была реализованы в форме цифрового права на денежное требование, эквивалентное рыночной стоимости палладия. Первая сделка на платформе Сбера прошла 9 июля — выпуск ЦФА СберФакторинг. Обязательства эмитента были обеспечены дебиторской задолженностью, переданной на факторинговое обслуживание. Объем выпуска составил — 1 млрд рублей, срок размещения — 3 месяца. Первая сделка выпуска и размещения ЦФА на платформе «Лайтхаус» состоялась 28 июня 2022 года, оператор информационной системы провел первую в России сделку с ЦФА в юанях на сумму 58 млн. юаней (500 млн рублей), обеспеченных коммерческой задолженностью. Одним из первых объектов интеллектуальной собственности в форме цифрового финансового актива, возможно станет бренд «Спартак» для производства обуви, реализацию выпуска цифровых финансовых активов которого обсуждается одним из операторов информационной системы и правообладателем товарного знака.
По мнению экспертов рынок цифровых финансовых активов способен коммерциализировать огромный спектр результатов интеллектуальной деятельности, и по своему потенциалу опережает вышеупомянутую технологию NFT, так как имеет более простую и понятную процедуру доступа как эмитенту, так и инвестору, подкреплённую законодательной базой.
Формирование нового цифрового финансового рынка в России делает понятными и прозрачными механизмы участия в обороте цифровых финансовых активов, в котором открываются неограниченные возможности для коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности, с применением технологий распределённого реестра и смарт-контрактов. Наличие регулятора и законодательной базы гарантирует безопасность сделок, расширяет круг инвесторов и эмитентов. Создаётся целый сектор цифровой экономики, с нарастающим оборотом цифровых финансовых активов, который создаёт предпосылки для успешного запуска цифрового рубля и увеличению роста доли интеллектуальной собственности во внутреннем валовом продукте страны. По мнению ряда экспертов рынок цифровых финансовых активов в 2023 году составит более 1 триллиона рублей, а к 2028 году вырастет до 3,5-4 триллионов рублей.
Особый подход Центрального Банка России к созданию российского цифрового рынка и регулированию цифровых финансовых активов в российской экономике выразился в принятии на вооружение технологии распределённого реестра и смарт-контрактов, но не по пути децентрализации, а наоборот, в качестве регулятора этого процесса,создав единую информационную систему, обеспечив законодательную базу, гарантирующую безопасность сделок.
Список литературы:
- Приказ Роспатента от 01.04.2019 N 48 "Об утверждении Плана деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) на 2019 - 2024 годы" (вместе с "Планом деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент) на 2019 - 2024 годы", утв. Роспатентом 16.03.2019)
- Проект федерального закона No 126586-8 «О внесении изменений в статью 1225 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации (в части расширения перечня охраняемых результатов интеллектуальной деятельности в виде невзаимозаменяемых токенов)»
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
- Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 N 259-ФЗ, и Федеральный закон "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 02.08.2019 N 259-ФЗ
- Федеральный закон "О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 02.08.2019 N 259-ФЗ,
- Указание Банка России от 25.11.2020 N 5635-У (ред. от 15.06.2022) "О признаках цифровых финансовых активов, приобретение которых может осуществляться только лицом, являющимся квалифицированным инвестором, о признаках цифровых финансовых активов, приобретение которых лицом, не являющимся квалифицированным инвестором, может осуществляться только в пределах установленной Банком России суммы денежных средств, передаваемых в их оплату, и совокупной стоимости иных цифровых финансовых активов, передаваемых в качестве встречного предоставления, об указанных сумме денежных средств и совокупной стоимости цифровых финансовых активов" (Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2020 N 61622)
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) ст.1027, ст. 1235