Начиная с 18 века мужчины на Русском Севере всё меньше принимали участие в домашних хозяйственных делах. Петровские реформы забрали основную часть мужского населения в армию, на строительство флота и Санкт-Петербурга, приписали к государевым заводам. Позже, в веке девятнадцатом, стали развиваться отхожие промыслы, мужчины стали уходить в большие города центральной России в поисках работы. Те кто оставался в регионе тоже дома не сидели. Поморы уходили на полгода и более в море на рыбные и зверобойные промыслы, а мужское население районов удаленных от морского побережья работали в лесу, где зимой шла заготовка, а весной и летом происходил сплав леса по северным рекам. Таких плотоводов на Севере по традиции называли бурлаками. В результате такой занятости, на хрупкие женские плечи ложились многие заботы. Нужно было приглядывать и кормить детей, особенно если они ещё маленькие, а бабушек нет. Были обязанности по дому и хозяйству, а также ещё требовалось пытаться со скудного северного огорода получить урожай. Мужчины появлялись только к середине лета, привозили небольшой заработок, основная часть которого уходила на выплату налогов и возврата долгов за промысловое снаряжения и прокорма. Занимались сенокосом, ремонтом построек и инвентаря. К концу лета помогали собирать урожай с полей, а если успевали, то в начале зимы уходили в лес на охоту. После чего, к середине зимы, а кто-то и раньше, снова подряжались на промыслы. И так из года в год.
Женщины крутились средь семейных, домашних и хозяйственных забот, но при этом находили ещё время для сбора ягод и грибов (это считалось обязанностью женщин и подростков), а также ходили на рыбалку. Могли сами ловить на удочку или небольшим неводом. Так женщины-поморки ходили зимой на навагу и корюшку, при этом вылавливая удочками из прорубей по сотню рыбин за день. Могли помогать мужчинам на рыбных промыслах, как речных, так и морских. Там они были или гребцами (вёселщики), или вытягивали сети (тяглецы). При этом, женщинам в поморской рыбацкой артели платили в два раза меньше, чем мужчинам за ту же работу. На Севере было обычным явлением, что женщины, в качестве гребцов на лодке, занимались перевозкой по северным рекам разных путешественников. Такие моменты женской работы на реке были запечатлены фотографами конца 19 и начала 20 века.
Женщины на промысловой лодке в Кеми. Архангельская губерния.
Женщины убирают невод на тоне Косавич. Печорский уезд Архангельской губернии.
А здесь рыбачки Олонецкой губернии вытягивают "бродник" - небольшой невод. Мужичек стоит с корзинкой, видать ждет улов.
Поморка с Онеги в одежде для зимней рыбалки. В руках пешня для прорубания лунки во льду и сани-кережи. В санках лежит лопатка для сбора и выбрасывания кусков льда из проруби и удочка-клещица.
Женщина зимой ловит навагу на удочку. Село Ворзогоры Онежский уезд Архангельской губернии.
Беликов А.А. Фотоальбом "Уходящая натура". Карелия. 1927г.
Виды и типы Архангельской губернии : [Фотоальбом]. - Архангельск : Фот. Я. Лейцингер, 1887. - 32 л. ил. в обл., : ориг. фотография; 20,5 х 29 см.
Материалы к познанию русского рыболовства/ Г.У.З. и З. Департ. Землед. - Петроград : Тип. В.Ф. Киршбаума. - 1913 -1914гг.