Дорогие наши подписчики, статья получилась длинная, потому что кратко рассказать о нашем кураторе филиала госпиталя Бурденко - Марине Ульяновой, практически невозможно!
На факультете психологии нам однажды задали вопрос- зачем вы сюда пришли? Почему пошли на эту кафедру? Студенты отвечали - чтобы помогать людям. Это был самый распространённый ответ. Но нет. Он был неправильным. Потому, сказал преподаватель, что только после того как ты поможешь себе, ты сможешь помочь другому. Даже в самолёте, согласно инструкции, сначала ты одеваешь кислородную маску на себя, а потом на ребенка. Потому что если что-то случится с тобой, то ты уже никому не сможешь помочь.
Кто они, что это за люди такие - волонтёры? Я бы сказала что это врачеватели душ. Люди, которые лечат души. Свои и чужие.
С Мариной мы познакомились когда я шерстила интернет в поисках применения себя для помощи участникам СВО. Почему? Это уже будет другая история. А сейчас речь пойдет про Марину или как я называю ее, Ангел Добра. Так вот. День интервью. Жду Марину на лавочке у приёмной. В живую не встречались ни разу. Вижу, а главное, слышу, как по лестнице спускается светлая, голубоглазая и улыбчивая девушка, бодро раздавая костыли и указания бойцам. Бойцы к слову, тоже бодрые. При виде Марины расплываются в улыбке. Да, стало сразу понятно- это ОНА.
И первый мой вопрос, согласно вступления был именно таким- как и почему она стала волонтёром.
...Долгое молчание, после которого, закурив, Марина поделилась своей болью... "В августе 2022 года я потеряла своего папу, он ушел от тяжёлой болезни у меня на руках". Так созрело решение - "Я не смогла спасти своего родного человека. Значит я спасу других. Среди групп и каналов, нашла фонд "Своих не бросаем" и просто сказала - возьмите меня, я должна кому-то помогать. Потому что иначе я сойду с ума."
Так эта трагедия послужила началом чего-то нового и светлого. Уже на следующий день Марина поехала в госпиталь и целый месяц каталась с куратором чтобы вникнуть в суть деятельности и понять потребности ребят. Сначала это был центральный Госпиталь Бурденко. Потом 5-й и 1-й филиал госпиталя Бурденко. Пришла в сентябре, а в октябре стала уже самостоятельным куратором госпиталя. По ночам читала про ортезы, туторы и другие средства реабилитации, чтобы помогать и оказывать именно нужную помощь раненым бойцам, которые часто с ампутацией, переломами, на реабилитации.
День волонтера в госпитале начинается с 9 утра и заканчивается ближе к 5 вечера. Сначала отвезти детей в школу и детский сад. К слову, Марина мама троих детей, которых часто берет с собой. Младшая девочка говорит:
- Мама, когда я вырасту, я тоже буду "лечить" бойцов!
- Моя родная, я надеюсь что когда ты вырастешь, то все уже закончится и раненых бойцов у нас не будет.
После того как дети развезены по садам и школам, начинается рабочий день в госпитале. Рабочий не потому что сотрудники получают зарплату. Нет, они ее не получают. Волонтеры выполняют свои задачи по велению сердца. А рабочий день потому, что длится ровно как обычный день на работе. С утра надо обойти палаты, выявить потребности бойцов и по возможности оказать адресную помощь каждому. В этом Марине помогают две ее помощницы.
"Когда первый раз пришла в госпиталь, после похорон отца, была полностью опустошена. Никаких эмоций не было. Просто ходила, смотрела, училась и запоминала кому что требуется.
- Здравствуйте.
- Здравствуйте.
Никаких эмоций."
И длилось это состояние примерно месяца три. "А потом в одной из палат я встретила бойца. Спецназовец, после сильного минного-взрывного ранения. Это были тяжелейшие травмы. Думали не выживет. И вот тогда я впервые заплакала. Но мне сказала куратор - вытри слёзы. Ты не поможешь этим ни им, ни себе. Легче от этого не станет никому. И я вытерла. Я пришла помогать, а не плакать".
И если вы не видели как плачут волонтеры, то это потому что они берегут эти слёзы до дома. Чтобы ночью, молча выплеснуть все эмоции и боль в подушку. Боль за наших ребят, молодых, сильных, красивых, которые лежат в госпиталях. А в госпитали мы несём улыбку, доброту и любовь.
Вам кажется что госпиталь это унылое место с запахом боли и лекарств? Да, боли много. Но гораздо больше любви и доброты. Это то, что летает в палатах и коридорах. Если не любовь и доброта спасет мир, то что же тогда?
Марина всегда встречает ребят улыбкой и они отвечают тем же. Всегда оставляет в палатах свою визитку, чтобы не нужно было искать самим куда обратиться за помощью. Потому что мы рядом, и мы своих не бросаем.
"Мой папа очень переживал, когда началась война. Болел за наших военных душой и сердцем. И я. Я не смогу без них уже. Я прихожу, вижу эти улыбки и мне больше ничего не надо".
Но помимо ребят и госпиталя, есть еще у волонтеров и семьи. Муж Марины поначалу не поддержал идею пойти в Фонд и начать помогать пациентам госпиталя. Возможно боялся за эмоциональное состояние. И это вполне обоснованный страх, потому что порой это сложно, держать равновесие в душе. Ведь ты не безразличен к ним. А значит не все равно, и не все рОвно. А потом он и сам начал активно помогать. Добро порождает добро, цепочка строится из малых звеньев, где все важны одинаково.
"Для меня нет тяжёлой работы здесь. Мне все легко. Но есть две вещи, которые я не стану делать. Первая- не возьму роль сиделки. Не потому что это кажется зазорным. Совсем нет. А потому что я боюсь этим нанести ребятам моральную травму. Они видят меня в другой роли. И если я молодому, красивому парню буду менять памперсы, то это прежде всего будет морально тяжело для него. А я не хочу нанести травму и не хочу нарушить нашу с ними тёплую дружбу.
А вторая вещь - это поиски пропавших. Это морально тяжело. Ты радуешься, ждешь хороших вестей чтобы обрадовать семью бойца. А находишь его погибшим. Я не могу это пережить. И не могу это сказать его семье. Однажды я нашла бойца после долгих поисков. Нашла в морге. Он 3 дня не дожил до рождения сына. Поэтому сказала себе, что больше никогда это делать не буду.... Но делаю..."
Когда жизнь вращается вокруг помощи участникам СВО, друзей сохранить бывает трудно. Люди по-разному относятся к этой теме и далеко не все желают помогать. А кто-то откровенно осуждает. Но близких друзей не много и не бывает много. Остальные знакомые. И наверное это нормально, что они отваливаются в процессе, когда ценности и интересы разошлись.
А когда ты волонтер, куратор госпиталя, то иначе быть уже не может .
Сергей Бодров сказал: "Во время войны нельзя говорить плохо о своих. Никогда. Даже если ты считаешь, что они неправы. Когда война не угрожает, когда война кончилась — тогда да, можно говорить: вот это было не так, и это было не так. Давайте постараемся, чтобы в будущем такого не было..." Ты не имеешь права судить свою страну и говорить о ней плохо сейчас. И тем более о тех, кто рискует своими жизнями там за нас.
"Да, мы в Москве не чувствуем этой войны. Нет Макдональдса? Не велика потеря. Есть Вкусно и Точка, соусы остались те же. А там идет война, люди страдают и гибнут."
Это страшно. И ребята поступают в госпиталь с самыми разными травмами. Некоторым особенно нужна психологическая помощь и поддержка. Но как это бывает, часто мужчины не хотят этой помощью воспользоваться. Потому что путают с психиатром. Но психолог это совершенно другой специалист. Он не вносит записи в карточку, не ставит на учёт. Он помогает разложить в голове все по полочкам и пережить травму и болезненный опыт войны.
Марина: "Я всегда говорю бойцам, когда вижу что им трудно и нужна помощь- попробуй, поговори. Это бесплатно. Вдруг станет легче. Если в голове все наладится, то и спать станет легче, и выздоровление пойдёт быстрее".
"Еще мы закупаем для бойцов инвалидные кресло-коляски, костыли, трости. Все технические средства реабилитации передаются адресно, каждому нуждающемуся бойцу по акту дарения. А они потом могут эту коляску забрать с собой в санаторий, домой и пользоваться пока не перестанет быть нужной. А потом, когда выздоравливают, часто передают их другим бойцам".
Рано или поздно ты начинаешь воспринимать их как своих детей. Ты о них заботишься, переживаешь и всячески стараешься помочь. И, конечно, балуешь. Марина говорит ребятам, при их попытках вернуть денег за купленные вкусняшки, что это не нужно. Что это мы должны им, а не они нам. Это мы вечные должники. Ведь это ради нас они пошли на войну, и проливают свою кровь. Они - наши Герои.
Тот парень из спецназа, к слову, пошел на поправку и в этом году справил второй день рождения. С Мариной они продолжают общаться, поздравляют друг друга с праздниками, и он присылает ей цветы к дню рождения.
"Однажды боец спросил какая у меня зарплата. Он думал, что нам платят за помощь им. И я сказала - как только получу свою первую зарплату, обязательно поделюсь с тобой!".
Как-то, в госпитале лежал боец, примерно лет 50-ти, ветеран чеченской войны. Он тогда сказал: "Если бы во время чеченской были волонтеры, такие как вы, мы бы чувствовали себя совсем по-другому. Но не было ничего."
- Марин, а почему ты считаешь, что надо помогать бойцам, раненым и на линии фронта?
- Потому что они НАШИ. Потому что они воюют за нас. Если бы не они, война была бы здесь, уже у стен Кремля. Она бы пришла в наш дом.
Даже сами бойцы помогают со своих средств и выплат, после выписки. Сами принимают такое решение, мы никогда об этом не просим. Был случай, один боец перевёл 200 тысяч, а другой 500 тыс рублей на то чтобы мы закупили необходимые вещи и средства реабилитации для ребят.
- А одежду?
- Такие вещи мы не закупаем. Одежду и обувь приобретают добрые люди. Потом мы, кураторы, их раздаем. Когда кто-то не хочет брать из гордости, я всегда им говорю - Мой друг, ты выздоровишь, пойдёшь в торговый центр, купишь себе самую лучшую одежду, я знаю что ты можешь это себе позволить. И не сомневаюсь. Но сейчас я хочу чтобы тебе было удобно и комфортно вечером выйти на лавочку посидеть. "
Изначально в задачи и планы фонда входила только помощь раненым. Но раненые выздоравливали и многие возвращались на СВО. И просили помочь. Так и вышло, что стала собирать и возить гуманитарную помощь на линию фронта.
" Однажды, загрузив для отправки бойцам масксети в грузовой авто, перекрестила их. Да, почти как бабушка. Потому что они все наши. И если я спасу хотя бы одного этим, то все не зря. Если наша помощь спасет хотя бы одну жизнь".
Марина уже строит планы на будущее. Думает о том, как будет заниматься помощью в реабилитации участников СВО после окончания войны. Потому что волонтёр это навсегда. Потому что это ZOV сердца. Потому что они Наши. А Мы своих никогда не бросаем.
Виктория Сарычихина, сентябрь 2023 года.