Найти тему
RT на русском

Минобороны РФ показало кадры учения кораблей ТОФ по защите Севморпути

Оглавление
    Вооружение одного из кораблей Тихоокеанского флота  Минобороны РФ
Вооружение одного из кораблей Тихоокеанского флота Минобороны РФ

Министерство обороны России опубликовало кадры тактических учений «Финвал-2023», направленных на защиту коммуникаций Северного морского пути. Манёвры проводятся силами Тихоокеанского флота вблизи Чукотки под руководством главнокомандующего ВМФ России адмирала Николая Евменова. Наряду с этим в акваториях Баренцева, Карского и Восточно-Сибирского морей стартовали учения Северного флота. По мнению экспертов, Россия будет наращивать военное присутствие в высоких широтах для защиты своих экономических интересов от посягательств США и других недружественных стран.

Минобороны России разместило на своём сайте кадры тактических учений Тихоокеанского флота (ТОФ) «Финвал-2023» по защите коммуникаций Северного морского пути (СМП). Манёвры проводятся под руководством главнокомандующего ВМФ России адмирала Николая Евменова.

«Первым эпизодом учений стало выполнение боевых упражнений по поражению группировки кораблей в северо-восточной части Берингова моря. Нанесение ракетного удара отработали экипажи гвардейского ракетного крейсера «Варяг» и атомного подводного ракетного крейсера «Томск», а также берегового ракетного комплекса «Бастион», — говорится на сайте Минобороны РФ.

Отмечается, что стрельбы выполнялись крылатыми ракетами «Вулкан», «Гранит» и «Оникс» в условиях сложной мишенной позиции, имитирующей группировку кораблей условного противника. Цели располагались за сотни километров и были успешно поражены.

Манёвры «Финвал-2023» проходят в акватории Чукотского и Берингова морей и на полуострове Чукотка. В тактическом учении задействованы порядка 10 тыс. военнослужащих и более 50 единиц боевой техники, включая надводные корабли, подлодки, самолёты и вертолёты морской авиации, береговые ракетные комплексы (БРК) «Бал» и «Бастион», бронетехника высокой проходимости.

«В ходе манёвров продолжается выполнение ряда комплексных ракетных и артиллерийских стрельб, отрабатываются учения по противовоздушной, противолодочной и противодесантной обороне, марш на технике по арктическому бездорожью», — рассказали в Минобороны РФ.

Как пояснили в военном ведомстве, все эпизоды учений «носят оборонительный характер и предназначены для совершенствования подготовки сил и войск для действий на северо-восточных рубежах России».

В комментарии RT военный обозреватель капитан 1-го ранга в запасе Александр Хроленко обратил внимание, что российский флот в очередной раз проводит учения без анонсирования сроков начала и завершения. По его словам, такой подход повышает скрытность важных с точки зрения боевой подготовки мероприятий.

«Не нужно анонсировать конкретные сроки, предупреждая тем самым потенциального противника. Тем более, судя по информации Минобороны РФ, на северо-восточной окраине России проходят манёвры со значительной концентрацией морских и сухопутных сил Тихоокеанского флота», — пояснил Хроленко.

В свою очередь, в беседе с RT председатель Московского клуба истории флота Константин Стрельбицкий напомнил, что Чукотка является ближайшей точкой к территории США.

«Пока с Соединёнными Штатами граница относительно спокойная. Однако в нынешней ситуации не может быть уверенности в том, что так будет и дальше. Это сигнал западному миру, в первую очередь Вашингтону, что у России есть силы на этом северном фланге и в непосредственной близости от США. Надеюсь, что за океаном это тоже поймут», — сказал Стрельбицкий.

«Стратегический приоритет»

Как заявили в середине сентября в МИД РФ, Москва исходит из способности самостоятельно защищать свои арктические территории и Северный морской путь.

«Исходим из того, что Россия способна самостоятельно надёжно обеспечить безопасность Севморпути и его инфраструктуры на долгосрочную перспективу», — сообщил РИА Новости посол по особым поручениям МИД РФ Николай Корчунов.

По данным правительства России, Северный морской путь — это кратчайший водный маршрут между европейской частью РФ и Дальним Востоком. Он полностью расположен в территориальных водах и исключительной экономической зоне нашей страны.

В 2022 году грузопоток по СМП превысил 34 млн т. Прирост по сравнению с 2021-м составил 3%. Наиболее активно Северным морским путём пользуются добывающие компании «НОВАТЭК», «Норильский никель», «Газпром нефть».

По информации госкорпорации «Росатом», для ледокольного обеспечения арктических инвестиционных проектов работают семь атомоходов, включая самые мощные в мире корабли данного класса: «Арктику», «Урал» и «Сибирь» проекта 22220 (ЛК-60Я).

Сейчас на Балтийском заводе продолжается строительство двух ледоколов проекта 22220. Ещё столько же аналогичных атомоходов будет заложено в ближайшей перспективе. Наряду с этим в судостроительном комплексе «Звезда» (Приморский край) строится головной атомоход проекта 10510 «Лидер», который сможет ломать лёд толщиной до 4 м и создавать судоходный канал шириной более 50 м.

«Повышение объёма перевозок по СМП имеет первостепенное значение для решения поставленных задач в области транспорта и доставки грузов. Развитие этого логистического коридора обеспечивается за счёт налаживания регулярных грузоперевозок, постройки новых атомных ледоколов и модернизации соответствующей инфраструктуры», — говорится в материалах «Росатома».

В мае правительство РФ расширило план развития Северного морского пути до 2035 года. Документ предусматривает строительство новых ледоколов и создание аварийно-спасательного флота из 46 судов. План предусматривает реализацию более 150 мероприятий с общим объёмом финансирования почти 1,8 трлн рублей.

    Большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев» Тихоокеанского флота / РИА Новости / Виталий Аньков
Большой противолодочный корабль «Адмирал Пантелеев» Тихоокеанского флота / РИА Новости / Виталий Аньков

Как заявил в середине мая на совещании с правительством президент РФ Владимир Путин, Северный морской путь становится более доступным для прохода кораблей из-за климатических изменений. По словам главы государства, у России есть планы развития СМП с привлечением иностранных партнёров.

«Вместе с тем хочу обратить ваше внимание на то, что развитие Северного морского пути — это, безусловно, один из очевидных стратегических приоритетов. Здесь, наверное, не стоит нам экономить и что-то сокращать, исходя из текущей конъюнктуры», — подчеркнул Путин.

«Силовые сценарии»

Как отметил в беседе с RT военный эксперт Александр Хроленко, экономическое и логистическое значение Севморпути будет только возрастать. По этой причине государство и добывающие компании вкладывают значительные инвестиции в совершенствование инфраструктуры данной водной артерии, в связи с чем ещё одной приоритетной задачей является обеспечение безопасности СМП.

«Россия стремится не допустить передела Заполярья. Арктика является важной зоной в плане ресурсов. В шельфовой зоне расположены огромные природные богатства. А в транспортном сообщении этот макрорегион, безусловно, ценен Северным морским путём. Он значительно короче других торговых путей из Азии на Запад. Естественно, недружественные страны не заинтересованы в том, чтобы всем этим владела и распоряжалась Россия», — сказал Хроленко.

В частности, Москва видит опасность в укреплении военного потенциала НАТО на Крайнем Севере. Такое заявление недавно сделали в МИД РФ.

«Курс на укрепление военного потенциала НАТО в этом регионе, в том числе за счёт вступления в альянс Финляндии и планируемого подключения к нему Швеции, свидетельствует о превалировании в НАТО силовых сценариев по обеспечению собственной безопасности в северных широтах в ущерб безопасности других стран», — приводит слова Николая Корчунова РИА Новости.

Как отметил дипломат, Москва будет реагировать на вызовы и угрозы, ориентируясь на комплекс мер, зафиксированных в Концепции внешней политики и в Стратегии развития Арктической зоны России. Так, в этих документах говорится, что Москва будет способствовать снижению уровня угроз национальной безопасности в Арктике и развивать СМП для круглогодичного судоходства.

По словам Хроленко, комплекс мероприятий по обеспечению защиты коммуникаций Севморпути включает патрулирование торговых маршрутов, проведение регулярных учений и пополнение новой техникой Северного и Тихоокеанского флотов.

Так, 18 сентября в акваториях Баренцева, Карского и Восточно-Сибирского морей стартовали учения экспедиционной группировки сил и войск Северного флота. К участию в них будут привлечены до 1,8 тыс. человек, около 80 единиц боевой и специальной техники, до десяти летательных аппаратов, до 15 кораблей и подлодок.

    Большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков» Северного флота / Минобороны РФ
Большой противолодочный корабль «Вице-адмирал Кулаков» Северного флота / Минобороны РФ

В прошлом месяце стартовал очередной поход арктической экспедиционной корабельной группировки Северного флота по главе с большим противолодочным кораблём «Вице-адмирал Кулаков». В конце августа отряд отработал взаимодействие с группировкой разнородных ударных сил в Баренцевом море.

Помимо кораблей, в манёврах участвовали самолёты армии ВВС и ПВО и дивизион ракетного берегового комплекса (БРК) «Бастион». Мероприятия проводились в целях обеспечения безопасности в районах трассы Северного морского пути.

Также в августе на Северном флоте прошла командно-штабная тренировка по управлению его силами и войсками. В ходе учений были изучены возможные районы и условия применения разнородных сил в арктической морской зоне. Кроме того, в рамках манёвров были «проведены специальные операции по изоляции районов действий, блокированию и уничтожению диверсионно-разведывательных групп».

К практическим действиям были привлечены свыше 8 тыс. военнослужащих, 20 боевых кораблей, подлодок и судов обеспечения, до 50 единиц боевой и специальной техники. Похожие учения Северный флот проводил и в 2022 году.

Как полагает Константин Стрельбицкий, Военно-морской флот России будет наращивать присутствие в Арктике с целью гарантированного обеспечения безопасности Северного морского пути.

«Наращивание нашей активности — это необходимая мера. В нынешних геополитических условиях на Северный и Тихоокеанский флоты накладывается особая ответственность по сдерживанию США, Канады и других недружественных стран в высоких широтах и на всём пространстве Севморпути», — заключил Стрельбицкий.