Найти в Дзене
Татьяна А

Сысерть. 07.09.2023

Впервые в этом городке я побывала лет 12 назад, ещё когда жила в Челябинске, с экскурсией. Экскурсия включала посещение фарфорового завода и дома-музея П. П. Бажова. Увиденное меня очень заинтересовало, но хотелось большего – побродить по этому городку. И всё это время я вспоминала Сысерть, но поехать туда, разумеется возможности не было.

В эту поездку в Челябинск я тоже думала о Сысерти, но всё осложняла логистика. Уехать в Сысерть не так сложно – нужно просто выйти из автобуса на трассе. А вот вернуться из Сысерти в Челябинск в тот же день, да ещё и погуляв там, было крайне сложно – я не была уверена, что меня подберёт автобус на трассе, а ехать в Екатеринбург для того, чтобы потом оттуда по тому же пути вернуться обратно занимает слишком много времени, да и нерационально это как-то.

Но мне повезло. Сысертью заинтересовалась и моя бывшая коллега, Людмила Вячеславовна. И вот в один из дней, наметив программу поездки, мы поехали.

Приведу немного общей информации о Сысерти.

Сысерть – гидроним (название городу дал водоём, река Сысерть), происхождение его до конца не ясно. Возможно название происходит из коми-зырянского си - «волос», сьорт - «речная долина с густым еловым лесом», то есть «река с узкой залесённой долиной».

Сысерть появилась в 1732 году как рабочий посёлок Сысертский Завод при железоделательном заводе на реке Сысерть, который открыли по приказу Вильгельма де Геннина, российского военного инженера немецкого происхождения, друг Петра Великого, специалиста в области горного дела и металлургического производства.

31 октября 1946 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР рабочий посёлок Сысерть преобразован в город районного подчинения. Современная черта города была установлена 27 декабря 2004 года. Население - 20,5 тыс. чел

Месторождения железной руды на Сысерти были известны с 1680-х годов. В 1720-х годах крестьянин Бабенков сообщил В. де Геннину о том, что крестьяне Арамильской слободы вручную добывают руду в тех местах и плавят железо кустарным способом. Де Геннин запретил кустарное производство и предложил построить железоделательный завод. Место для будущего предприятия было выбрано в 38 верстах южнее Екатеринбурга, на пустующей государственной земле. Завод строился в 1733 году на казённые средства. Первый чугун завод выдал 31 июля 1733 года. В 1745 году на заводе работала 1 доменная печь, 6 боевых и 1 колотушечный молот. В 1749 году количество боевых молотов было доведено до 8, колотушечных – до 11. Рудники были удалены от завода на расстояния от 2 до 8 вёрст. В первые годы своей деятельности завод работал нестабильно с частыми остановками.

В 1759 году завод был продан А. Ф. Турчанинову. Памятник ему нас и встретил утром, когда мы приехали.

Турчаниновым завод принадлежал до 1912 года. В разное время завод производил пушечные ядра, якоря и многое другое. До настоящего времени сохранились церковь, монументальные стены зданий, мощная плотина, просторный двор. Рядом – большое водохранилище с красивым пейзажем маленького городка у воды. На пляже водохранилища создано отличное место отдыха горожан и гостей города.

За 30 лет до закрытия завода его здание признали памятником культурного наследия, в городе начались разговоры, что на территории завода надо сделать музей. Последний директор предприятия Александр Тихонин мечтал превратить его в культурно-исторический комплекс. Что в настоящее время и делается. Мы хотели зайти на территорию завода-музея, но увы – оказалось, что он работает лишь в субботу и воскресенье. В интернете об этом не было ни слова!

Вздохнув, мы поднялись на гору рядом с заводом. Туристам в Сысерти рассказывают несколько версий возникновения названия горы. Одни её именуют Бессоновой или Бесенковой, другие Бесёновкой, в краеведческой литературе встречается её раннее или первоначальное название Караульная. Все существующие легенды и версии привязаны к событиям 1774 года. Но вероятнее всего название появилось из-за подвига охраны заводов, возглавляемой сержантом или офицером Бессоновым, погибшим погибшего при штурме горы войсками Емельяна Пугачёва в 1774 году.

Версия «гора Бесёновка» подразумевает мистические свойства горы, навеянные народными сказами и памятью о погибших во время той же обороны 1774 г. Наименование «Караульная» почти не используется в настоящее время, но и не вызывает ни каких сомнений в происхождении.

Сысерть отсюда видна как на ладони. Видны и старый город, и новые постройки. Наверное великолепно здесь в летнюю пору, когда подогреваемым солнышком, не торопясь, сидеть и рассматривать округу. Хочется сидеть и рисовать пейзажи, но у нас времени было не так много, поэтому пришлось просто наделать фотографий.

На горе стоит крест. На фото в интернете он выглядит просто небольшим таким крестом, но это не так. На табличке надпись о том, что этой самый крупный крест в России. Сделан он из чугуна, установлен на горе в августе 2001 г. в честь 270-летия завода и города Сысерть. Вес – 23 тонны, высота – 12 метров. Песнь гигантизму какая-то. Не могу сказать, что мне сие сооружение понравилось…

-4

Совсем другое дело – подножие горы. Здесь стоит интересный памятник "Серебряное копытце", а рядом - "Старушка Синюшка". И это не случайно – 15 (27) января 1879 года в Сысерти родился русский писатель П. П. Бажов. Сказы Бажова мне очень нравятся, я даже купила полное их собрание в виде бумажной книги (обычно стараюсь читать электронные). Сказ про Серебрянное копытце и, разумеется, кошку Мурёнку – один из моих любимых, поэтому я с удовольствием наделала фото этой композиции.

Я буду не я, если не суну нос в какую-то лазейку, не сверну на какую-то неприметную тропку. Так и тут получилось. Ниже по течению от плотины водохранилища – тоже очень красиво!

После горы мы хотели зайти в местный краеведческий музей, но он оказался закрыт на неопределённое время.

-7
-8

«Прокатил» нас и Дом ремёсел с выставкой советского детства – они уехали на какое-то мероприятие в Челябинск. Мы пошли в дом-музей П. П. Бажова. По пути заглянули в такое колоритное кафе.

А вот в доме-музее П. П. Бажова нас приняли тепло, даже открыли для нас двери чуть раньше после перерыва. И хотя мы взяли билеты с самостоятельным осмотром, без экскурсии, с нами ходила очень доброжелательная и приветливая сотрудница музея, всё нам показывала и с удовольствием отвечала на наши вопросы. Для нас такое живое общение было гораздо интереснее традиционной экскурсии.

В этом доме П. П. Бажов родился и прожил свои первые 11 лет жизни, до тех пор, пока семья не переехала. Оригинальная обстановка, к сожалению, не сохранилась – просто воссоздан интерьер дома тех времён с использованием личных вещей писателя.

Не буду цитировать сюда биографию П. П. Бажова её можно прочитать и в Википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B0%D0%B6%D0%BE%D0%B2,_%D0%9F%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%BB_%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

Интересно посмотреть и документальный фильм о писателе с документальными кадрами и участием в нём дочери писателя: https://www.youtube.com/watch?v=lqdSXQl1XPg

Ну и приведу кадры из музея.

Ещё немного Сысерти. Таких домиков там много.

В изначальном плане у нас оставался лишь Сысертский фарфоровый завод. Сысертский фарфор – нечто удивительное по своей изящности! При этом он малоизвестен даже на Урале. При этом фабрика относительно молода. Вот что удалось найти о её истории.

Почвы на Урале часто плотные глинистые, поэтому керамические и фарфоровые промыслы здесь всегда были развиты. В Сысерти для домашней керамики глину добывали на берегу реки Сысерти и по берегам Сысертского

заводского пруда. До революции здесь работала гончарная мастерская «Гончарка» братьев Харитоновых. Её продукция использовалась во всех окрестных сёлах.

В 1928 году на базе этой мастерской создалась артель по производству керамики. Позже на основе слияния артелей «Новый путь» и «Красный партизан» в 1946 году появилась артель «Промкооператор». Глину мяли ногами в деревянных чанах, обжигали в кирпичных печах на дровах, глазуровали гончарной глазурью, все исходные материалы производились на месте. Выпускали посуду, скульптуру, игрушки и кукольные головки.

В конце 1940-х годов появляется интерес к местному месторождению цветных и белых глин. Местный гончар Н. И. Меньшикова в 1953 году проводит эксперимент по отливке небольших предметов и скульптур из местного сырья при температуре обжига 1280 градусов. С этого времени начинается выпуск фарфоровых изделий методом сливного литья в гипсовые формы.

10 октября 1960 года артель преобразуется в «Сысертский завод керамических изделий». На заводе появляются новые цеха, более современные печи для обжига, осваивается новая продукция. В 1953 году на предприятие пришли художники со специальным образованием Н. Ф. Малышев и Н. С. Иноземцев, которые занялись повышением художественного уровня продукции. Впоследствии они получили звания заслуженных художников России. С 1966 года изделия ежегодно экспонируются на выставке ВДНХ в Москве.

10 декабря 1977 года завод был переименован в «Сысертский завод художественного фарфора». С этого времени на заводе выпускаются изделия сложной формы и различного художественного оформления (вазы, столовые, чайные, кофейные сервизы; комплекты и наборы предметов, салатники, приборы для специй, статуэтки и разнообразные сувениры).

В начале 1980-х годов на заводе создаётся экспериментально-технологическая лаборатория и творческая группа по созданию высокохудожественных изделий. Тогда же идут поиски новых сырьевых материалов, повышающих белизну и просвечиваемость фарфора до уровня мировых стандартов. Новое поколение художников и технологов, пришедших в это время, вносило свежее направление в развитие промысла.

В 1991-92 гг. из-за экономической перестройки происходит приватизация предприятия и реорганизации его в акционерное общество закрытого типа «Сысертский фарфор». В 1994 году продукция ЗАО «Сысертский фарфор» отнесена областным художественно-экспертным советом к изделиям народного художественного промысла. В настоящее время предприятие традиционного народного русского художественного промысла ООО «Фарфор Сысерти» постепенно возвращает свою известность в России, растёт и развивается вопреки сложным экономическим условиям.

80 % технологического процесса на заводе составляет ручной труд и происходит в несколько этапов:

v Методы ручного шликерного литья в гипсовые формы;

v Ручное воспроизводство гипсовых форм, снимающихся непосредственно с авторской модели, без капов (в отличие от промышленных фарфоровых предприятий);

v Создание автором моделей традиционными способами (либо лепкой из пластилина, либо вытачиванием модели из гипса на гипсомодельном станке);

v Применение варьирования в росписи и декорировании.

Изделия чаще всего покрывают подглазурной росписью солями, реже надглазурной росписью. Преобладают мягкие коричневато-серые и лёгкие голубые цвета. Темами орнаментов часто бывают уральские пейзажи.

Я пополнила свою коллекцию фарфоровых котиков и сделала вот такие чудесные фотографии.

Фото из музея (качество не очень, но через витрины фотографировать крайне сложно). Практически всё, что на фото - ручная роспись!

Статуэтки фабрики можно разглядывать бесконечно!

Моё сердце украла Дарёнка (по сказу "Серебряное копытце")! Позже закажу её в синем цвете (на фото этого варианта росписи нет).

А это - светильник. Лампа загорается внутри домика. Жаль, нельзя сфотографировать получше из-за таблички...

-16

Магазин - как продолжение музея. И это замечательно! При разборе фото я даже запуталась - где у меня фото из магазина, а где - из музея (соседняя комната по сути).

Из-за вышеописанных прокатов в музеях у нас осталось ещё некоторое время, которое мы решили потратить на прогулку по природному парку «Бажовские места» всего в нескольких километрах от фарфорового завода (https://bm-park.ru/). Удивительно красивое местечко!

3 оборудованные тропы разной длины на горе Черновская. Т. к. начинало вечереть, мы пошли по самой короткой – 2,5 км до озера (по сути – заброшенной каменоломни) Тальков камень. Самая длинная тропа – 10 км. Можно приехать утром и гулять весь день по суровой уральской природе, густому лесу. А на Тальковом камне можно и заночевать, арендовав там домик. Тропа до Талькова камня красива своими завораживающими видами. Есть тут и рукотворные персонажи.

А вот и само озеро Тальков камень.

В общем, несмотря на ситуацию с музеями, мы всё же замечательно погуляли и возвращались домой усталые, но очень довольные.