Найти в Дзене
Нина Писаренко. Из жизни

Своя жизнь у бабушки

- Удивляюсь этой женщине, – проговорила одна из завсегдатаев скамейки вслед соседке, которая, поздоровавшись, вошла в подъезд. – Дочь зашивается с детьми. Младший ребенок недавно перенес пневмонию, сказали не отдавать пока в сад. Уже и отпуск весь выбрали с мужем, сейчас вот за свой счет сидит. Я спросила у бабушки, почему не поможет. Знаете, что ответила? «Никто не просит. Если бы попросили, помогла бы».

Женщины, сидящие рядом, дружно заохали, осуждая нерадивую, по их мнению, бабушку. Только Татьяна промолчала. Да и что говорить, если ее собственная сестра точно такая...

Яндекс.Картинки.
Яндекс.Картинки.

Татьяна с Ритой настолько разные по характеру, что в свое время недоумевала даже мама.

- Таня готова в лепешку расшибиться, если о чем попросили, – говорила она, – а Рита тысячу раз подумает, стоит ли шевельнуть пальцем.

Это было правдой, причем с годами ничего не менялось. Сестры были погодками, замуж вышли друг за другом. Дети у обеих родились с небольшой разницей: у Тани – дочь, у Риты - сын. Каждой было чуть за сорок, когда появились первые внуки.

В заботу о внучке Таня окунулась с головой, буквально дневала и ночевала в семье дочери, от нее частенько бежала на работу. Хорошо хоть муж отнесся с пониманием и сам был в доме за хозяйку.

Рита жила своей обычной жизнью. Внук подрастал, и бабушку видел нечасто. Она была для него праздником – ходили, когда появлялась, в кино на детские мультики, в парк на аттракционы, вместе мастерили какие-то поделки.

- Конечно, когда ребенка видишь раз в полгода, не будешь же выготавливать ему кашки-малашки, сопли подтирать, надо соответствовать имиджу совсем другой бабушки, – с неожиданной обидой говорила Татьяна мужу. – Да и невестка – это не дочка, не каждая свекровь разгонится помогать.

Сама она уже устала жить на две семьи, но дочку приучила к тому, что всегда на подхвате, и та без зазрения совести пользовалась. Тане вообще иногда казалось, что личная жизнь у нее закончилась, – никуда с мужем не ездили и не ходили, разве что на даче работали, не покладая рук, чтобы опять же обеспечить себя и семью дочери.

Рита была второй раз замужем – первый муж умер, когда сын оканчивал школу, и с мужа сдувала пылинки. Он был намного старше, и в семье все вертелось вокруг него. Даже с рождением дочери мало что изменилось – главным оставался папа.

Сын жил у бабушки – муж как-то ненавязчиво дал понять, что так будет лучше, но денег на пасынка не жалел.

- Откупается, – иногда ворчала мать.

Дочка от нового брака росла самостоятельной. Училась хорошо, над ней не приходилось висеть, как некогда над сыном. Почти все летние каникулы проводила в лагерях – ей нравилось. Хлопот с ней у Риты не было, чему, если честно, Татьяна немного даже завидовала.

Выйдя замуж, некоторое время дочка с мужем жили в родительской квартире. Отец терпел: родная дочь – никуда не денешься. Несмотря на возраст, он еще работал. Как потом выяснилось, копил деньги дочери на жилье.

С внучкой Рита помогала, здесь уже было не отвертеться - жили бок о бок. Гуляла с ней на детской площадке, однажды даже ездили вдвоем на море – родители не смогли, а девочку надо было оздоровить. Но особой близости между ними не было. Когда молодая семья переехала в свою квартиру, отношения сошли к минимуму.

- Ты опять дома? – интересовалась Таня у сестры в выходной. – К дочке бы сходила, может, помочь надо.

- Не зовут, значит, не надо, – отвечала та.

- Что ты за мать такая и бабушка?! – недоумевала сестра. – Обязательно надо тебя позвать. А без этого пойти не можешь? Если не помочь, то хотя бы пообщаться.

Но у Риты было свое мнение, как они шутили, отличное от других. Второй ребенок у дочери, внук, родился, когда Ритин муж болел. Естественно, видела малыша редко, он даже дичился, приходя в гости. Бабушку это не сильно задевало, на тот момент у нее хватало проблем.

А потом муж умер. Она переживала, и дочь всячески старалась поддержать. Сын появился только на похоронах, и то ненадолго. Рита не обижалась – они с отчимом так и не нашли общего языка.

Да и вообще ее первенец давно был отрезанным ломтем, тем более, что накануне у него родился второй сын, – у детей большая разница в возрасте, и они с женой были в заботах о малыше.

- Ну хоть теперь ты повернешься к дочери, – сказала однажды Татьяна, придя к сестре, – а то на нее все не было времени. Делать тебе особо нечего, дачи нет, можешь даже внука к себе забирать. На время.

- Кто мне его даст? – откликнулась Рита. – Да я и не совсем свободна. Позвонили с прежней работы, снова пригласили поработать. Думаю вот, идти или не идти.

- И кем? Опять уборщицей? С ведром и тряпкой бегать?!

- Можно подумать, ты не бегаешь и дома, и у дочери! – рассердилась сестра. – И все воспринимают это как должное. А я хоть буду делать то же самое за деньги. К тому же учреждение небольшое, директор и сотрудники относятся с уважением.

Расстались тогда недовольные друг другом.

- А знаешь, я Риту понимаю, – спустя некоторое время сказала Татьяна мужу. – Сама помню, как на работе отдыхала от домашней суеты и чувствовала себя человеком, а не загнанной лошадью. Уборщицей бы я не пошла, но вахтером или гардеробщицей – запросто.

- Ага, – с иронией поддакнул супруг, – пошла бы! А дочка как же? Разбаловала ее своей помощью, без тебя не справляется. И внучка растет бездельницей. Права Ритка, помощь должна быть дозированной, иначе детям никогда не стать самостоятельными. Сколько тебе говорил о том, что не мы вокруг детей должны вертеться, а они вокруг нас, так и не услышала.

Татьяна промолчала. Признаваться не хотелось, но в словах мужа была правда. А как теперь, спустя столько лет, начать другую, свою жизнь, она просто не знала...


Любите детей, помогайте им, но помните, что во всем хороша мера!


Спасибо, что прочитали и отреагировали.