Статью об альбоме от 22 июня 2019 года вы сможете прочитать по ссылке
А свершилось чудо. В этот год выходит... Второй том Equinoxe. И называется он Equinoxe Infinity, но прежде чем мы вам начнём рассказывать об альбоме, хотелось бы отметить, что вторую половину 10-х годов маэстро сочинял альбомы по старому кельтскому принципу «Не знаешь куда идти, вернись к корням». Мало того, что были сочинены 3-я часть Oxygene и второй том Equinoxe, так ещё и в этом промежутке он умудрился записать подборку джинглов Radiophonie. V.9. Впрочем, этот проект не вызвал особого интереса у слушателей, и впоследствии всё внимание было переключено на тур в поддержку «Электроники» и альбому Equinoxe Infinity.
Но, даже не взирая на название, подавляющее большинство слушателей альбом не считают продолжением оригинального альбома, делая основной упор в своих рецензиях на неких созданий, наблюдающих за развитием человечества. Не обошёл стороной сие произведение и ваш покорный слуга:
- Equinoxe infinity - на моё вот уже 25 лет заинтересованное ухо 20-я (без учёта "живых" альбомов и сборников) студийная пластинка нашего любимого Жан-Мишеля Жарра, негласным девизом которого стала линия, начатая ещё в 2016 году, при записи третьей части "Кислорода". То есть "каким бы было "Равноденствие" если бы я писал его в наши дни". Это означало, что аналогового саунда 1978 года здесь практически не будет, и более того, композиции будут иметь свои названия, но при этом будет присутствовать обозначение Movements, чего раньше мы наблюдали разве что у Вангелиса, с которым маэстро "был бы не прочь однажды поработать". Так и не поработал...
А ведь в свои 70 маэстро может сочинять вполне достойные произведения. Но тем не менее, в плане названий композиций надо быть несколько оригинальней. Альбом несколько напоминает оригинальный Equinoxe - так из 8 треков для альбома были сочинены 7 (5-я часть уже к этому времени существовала). Аналогичную картину мы видим и здесь. 9 из 10 треков были написаны специально для альбома. Да и обложка Мишеля Гранже вновь обыграна в весьма необычном стиле. Спасибо, Филип Ходас. (Фрагменты из статьи «40-летний путь от простого "Равноденствия" к бесконечному» от 22 июня 2019 года. Канал «Хроники Сент-Элиаса»).
А вот и другие мнения на счёт альбома:
- "Альбом 1978 года “Equinoxe” стал одним из самых удачных в творчестве Жана-Мишеля Жарра. Он не собирался делать никакого продолжения. Но, когда пластинке «стукнуло» 40 лет, ему захотелось вновь создать что-нибудь «эдакое». И начал он с обложки, с которой на землян вновь смотрят Наблюдатели. И это больше похоже на маркетинговый ход, необходимый для продвижения нового альбома. За основу была взята обложка оригинального “Equinoxe”, нарисованная французским художником Мишелем Грейнджером. Наблюдатели не страшные. Они – странные и загадочные. Они стали продолжением истории о своём существовании. Жан-Мишель создал две обложки – два сценария существования человеческого мира. На одной обложке изображено мирное существование человека и технологий, на другой – картина страха и уничтожения, связанная с захватом власти машинами." (Фрагмент из статьи “Equinoxe Infinity. В камне» от 12 января 2022 года. Канал “V&T ProMusic”).
Ну и наверное, было бы справедливо услышать мнение и самого автора:
- "При работе над альбомом его источником вдохновения стали эти изображения. Новую главу Equinoxe я создал как саундтрек к воображаемому сценарию. Также в альбоме я показал свой взгляд на развитие искусственного интеллекта, способного самостоятельно создавать музыку, фильмы и произведения искусства, и возможную роль человека в этом."
«Поначалу у меня не было намерения делать продолжение этой пластинки, но когда мы упомянули идею празднования годовщины Equinoxe , мне захотелось чего-то, о чем я думал очень давно: начиная с визуальной обложки и заканчивая созданием альбома. И именно это я и сделал, задаваясь вопросом, что случилось с существами, этими «наблюдателями», которые изображены на обложке «Эквинокса», о которых мы действительно не знаем, на что они смотрят. В эпоху винила это был визуальный знак, ознаменовавший эпоху." Но в итоге передумал и сделал-таки вторую часть Equinoxe, обложку к которой сделал... Филип Ходас - чешский художник, сделавший этакую аллюзию на картину Мишеля Гранже Le Trac (читайте, обложку альбома Equinoxe). И надо сказать, неплохо у него это получилось, как получился и сам музыкальный материал. Но....
Как говорится - иногда они возвращаются... Вот и Наблюдатели вернулись... Альбом Equinoxe Infinity, выпущенный 16 ноября 2018 года, за день до сорокалетней годовщины (по ходу пьесы, Жарр очень любит число 40) альбома Equinoxe, по своей сути, является его современным продолжением, как бы второй главой...
Разумеется, без наших любимых Наблюдателей не обошлось... Ибо ЖанМиш черпал вдохновение для Equinoxe Infinity именно с них, а точней, с обложки Equinoxe, где они изображены. Собственно говоря, они изображены и на обложке Equinoxe Infinity, правда, для своего же удобства мимикрировали в каменные статуи, дабы никто не мешал им наблюдать за развитием человечества и пытаться заглянуть в будущее после вхождения в него искусственного интеллекта (я вот считаю, что если пользоваться ИИ в разумных дозах, будучи при этом порядочным человеком и пользоваться им исключительно во благо себе и другим людям, то всё будет о'кей). Разумеется, в альбоме отражён взгляд ЖанМиша на развитие ИИ, способного создавать музыку, фильмы и произведения искусства, и возможную роль человека в этом (главное - соблюдать разумный баланс между возможностями алгоритмов ИИ и человеческой фантазией, и да будет всем Вселенское счастье). Обложка альбома выполнена в двух вариантах: на первом - наши Наблюдатели на фоне мирного горного пейзажа по голубым небом, то есть оптимистичный вариант, и они же на фоне выжженной пустыни, сплошь и рядом засыпанной электронными компонентами и кабелями, а посередине стоит фигура человека, потерявшего голову (видимо, от ужаса) - это постапокалиптический вариант. Одним словом: мы вам показали два варианта развития событий, а как действовать - думайте сами.
В этом альбоме ЖанМиш смешивает инструменты того времени и наших дней. Однако от идеи использования ИИ он отказался в силу своего разочарования в его ещё слишком слабом музыкальном потенциале. Альбом Equinoxe Infinity Жарр позиционирует как саундтрек к воображаемому сценарию, и можно заметить, что названия у всех треков разные и вполне себе запоминающиеся. Кстати, сам альбом изначально должен был называться Equinoxe 2058, но после выхода фильма «Бегущий по лезвию 2049» (Bladerunner 2049) ЖанМиш передумал, ибо было бы очень схоже в плане названий...
Ну что ж, Наблюдатели Наблюдателями, а мы с вами прослушаем всю эту десятитрековую историю, длящуюся 39 минут и 55 секунд...
The Watchers (movement 1). Это типа наши Наблюдатели усовершенствовали свои глаза-бинокли и принялись наблюдать за окружающим их миром - мол, а что там творится такого, как люди используют новые технологии-во благо или во вред? И вопрос: а уж не Вангелис ли подсказал музыкальную составляющую композиции?
Flying Totems (movement 2). «Летающие Тотемы» - хм, это не про наших ли Наблюдателей? Ну, решили они не сидеть на одном месте, а взять и полетать... А в начале трека, судя по булькающим звукам, ещё и искупаться?
Robots Don't Cry (movement 3). Тут, ребятки, смысл этого трека - как палка о двух концах. Первый: если не заложили в робота такой программы, которая подразумевает у него выражения эмоций вообще, то он тебе и слезинки не прольёт. Другой - есть такие безэмоциональные люди, которые не умеют проявлять эмоции как следует либо из-за каких-нибудь психоневрологических причин, либо их в своё время не научили, либо их за проявление эмоций как-то карали, вот и ходят они и делают всё на автомате, прямо как роботы... В общем, вы меня поняли... По звучанию композиция чуть-чуть напоминает четвёртый Кислород...
All That You Leave Behind (movement 4). Немного лирично звучащая композиция, с привкусом решительного шага вперёд, в будущее. Разумеется, под «всем, что оставляешь позади» имеется в виду всё то, что неудержимо тянет тебя вниз в развитии и по жизни (берём в собой в будущее только то, что пойдёт на благо, а также самых родных и близких людей и самых верных друзей).
If The Wind Could Speak (movement 5). По ходу дела, если бы ветер и правда умел говорить, то для Жарра у него был бы детский голос... По крайней мере, так может показаться из-за звучания этой композиции.
Infinity (movement 6). Так должна выглядеть музыкально вечность-бесконечность в версии ЖанМиша: весело, безмятежно... И немного в воде, если судить по плесканию моря в начале... Видимо, кому-то посреди холодной осени захотелось лееетааа...
Machines Are Learning (movement 7). Как сказал однажды сам Жарр, он видит в Наблюдателях аллегорию машин, которые развиваются и наблюдают за нами. Вот откуда и название «Машины учатся». Учатся все: машины, и Наблюдатели, и сам ЖанМиш, и мы все... Ведь жизнь устроена так, что в наше время в школе учат одному и по одним методам, а во времена наших детей, внуков или ещё дальше - правнуков – абсолютно иному и абсолютно иначе. Нужно учиться всему тому полезному, что предлагают нам настоящее и будущее, при этом не забывать изучать прошлое, дабы в будущем серьёзно не накосячить...
The Opening (movement 8). Сей трек носит название «Открытие», ибо это - переработанная версия трека «Coachella Opening», исполненный на знаменитом американском фестивале несколькими месяцами ранее. А почему бы и не такое название? Думаю, если бы была озвучка у открытия дверей в наше будущее, то этот трек бы сгодился как раз кстати...
Don't Look Back (movement 9). «Не оглядывайся назад». Имеется в виду - не оглядывайся на своё прошлое. Разумеется, на прошлое не в историческом плане и не на ценные уроки прошлого, полученные в результате осмысления и принятия своего личного опыта. А на прошлое в плане прошлых сожалений и ментальных ограничений. Вот под этот трек мы и идём дружно в наше светлое будущее, не оглядываясь на весь этот лишний мусор.
Equinoxe Infinity (movement 10). Музыкальная вечность-бесконечность, теперь и с Наблюдателями: мы, технологии и природа - всё в едином гармоничном целом, а Наблюдатели смотрят на эту всю идиллию и тихонько радуются за всех...
Ну что же, как Жарр не разочаровал с третьей частью "Кислорода", так он и не облажался со вторым "Равноденствием". Как было сказано выше, получилось что-то вроде «Альбом "Равноденствие", если бы Жарр писал его сегодня». Технический прогресс, в том числе и в музыке, не стоит на месте, и хватит вполне на наш век чудес и нам, и Жарру, и Наблюдателям... Ввиду его сегодняшнего возраста (75 лет), назревает вопрос: будет ли сочинено что-то ещё, месье Жарр?