Окончанием Гражданской войны в истории принято считать дату 25 октября 1922 года, когда части красного командира Иеронима Уборевича вошли во Владивосток. Однако после бегства белогвардейцев в Китай на территории бывшей царской России еще 9 месяцев существовала неподконтрольная большевикам территория, за которую шли драматичные бои. Речь идет о Якутии и о знаменитом ледовом походе белого генерала Пепеляева. Он потерпел поражение, но эта дуэль между красными и белыми на громадной даже по российским меркам территории зимней Якутии стала ярким эпизодом отечественной истории.
И было в этой эпопее одно сражение, которое стало кульминацией всего противостояния. Его с полным правом можно назвать последней крупной операцией всей Гражданской войны. 18 дней красноармейцы держали оборону в небольшом поселении с труднопроизносимыми названием Сасыл-Сысыы. И это в сорокаградусный мороз в феврале 1923 года. Без продовольствия, с ограниченными боеприпасами 280 человек под командованием красного командира Ивана Строда противостояли превосходящим силам генерала Анатолия Пепеляева, сдерживая его атаки за стенами своеобразной "навозной" крепости, в которую они превратили зимовье.
Ледяной поход генерала Пепеляева
Но перед тем как рассказать о двухнедельной "ледяной осаде" неприметного поселения недалеко от якутской реки Амга, стоит вкратце остановиться на дислокации сил и героях этого сражения.
Поход генерала Пепеляева стал последней крупной операцией белогвардейцев не только на Дальнем Востоке, но и на территории России в целом. Его отряд в 730 человек, который сформировался летом 1922 года во Владивостоке из добровольцев и эмигрантов, к началу зимы оказался единственным белогвардейским войсковым подразделением на территории страны. Он начал свой поход из поселка Аян на берегу Охотского моря, и к февралю 1923 года находился в селе Амга. А это 160 верст по прямой до главной цели похода — города Якутска.
Противостояли Пепеляеву далеко не мощные силы красных. В стремлении контролировать охваченную огнем партизанской войны Якутию, они вынуждены были разделиться на "армии" по несколько сот солдат, которые носились по тайге, вступая в бои с белыми партизанами. Был среди них и отряд красного латыша Ивана Строда численностью 300 человек, носивший звучное имя "революционный полк имени Нестора Каландаришвили".
Вооружение и у тех и у других было не ахти какое — только винтовки да ручные пулеметы. Оно и понятно — пушки с собой в такие походы не потащишь. У белых их не было в принципе, а у красных тяжелые и средние орудия находились в крупных по местным меркам опорных пунктах. Факт этот немаловажный, так как имейся у любой из сторон штурма и обороны "навозной крепости" хотя бы одно орудие, исход 18-дневного противостояния был бы совершенно другим.
События у лисьей поляны
Пару слов о самом фортификационном объекте. Зимовье Сасыл-Сысыы ("лисья поляна" в переводе с якутского) находилось в 20 километрах севернее крупного поселения Амга. Оно представляло собой три юрты, в которых жила семья якутского охотника Карманова, и четыре деревянных здания — амбары и хозяйственные постройки. Все сооружения стояли в овальной ложбинке и до кромки тайги от них было чуть меньше полукилометра. Открытое место, прекрасно видное со всех сторон. Плюс — к нему нельзя подойти незамеченным. Минус — если вести оборону, то делать это придется на все 360°, так как естественных преград рядом нет.
Собственно, оборонять зимовье Сасыл-Сысыы никто не собирался. В эпицентр событий оно попало случайно, что называется, волею судьбы. В начале февраля 1923 года стремительным наскоком Пепеляев взял село Амга и готовился к походу на Якутск. И тут он получает весть, что отряд красного латыша Строда находится практически у него в тылу и обходит Амгу с севера. Оставлять его в таком положении было крайне опасно, и Пепеляев принял решение двинуть свою Сибирскую Добровольческую Дружину (так называлась его армия) навстречу красным.
План белого командира заключался во внезапной атаке на "революционный полк" Строда, но всё испортил человеческий фактор. Двое пепеляевских солдат, посланных на разведку, осатанев от мороза, зашли погреться в деревеньку, не подозревая, что в ней находятся красные. Их схватили, допросили и узнав о плане белых, Иван Строд стал лихорадочно готовить оборону.
Поняв, что с внезапной атакой придется попрощаться, Пепеляев атаковал Строда с наскоку, не дав ему укрепиться. Но отважный красный прибалт сумел отразить нападение, хоть и потерял полностью свой обоз. С отрядом он отступил дальше на север и засел в зимовье с поэтичным названием Сасыл-Сысыы. Оставлять у себя в тылу хоть и малочисленный, но представляющий грозную силу отряд Пепеляев не захотел, и погнался за Стродом. Зимовье, где он засел, представляло собой легкую преграду, поэтому белый генерал решил обойтись малой кровью и послал к Строду парламентариев с предложением сдаться.
Пока шли переговоры, пока одна сторона выдвигала встречные условия, а другая их рассматривала, красный командир Строд не мешкал. Он укреплял свой последний рубеж. В ход пошли балбахи — плиты смерзшегося навоза (якуты его использовали как удобрение) толщиной около 20 см. Четыре ряда таких плит можно было пробить лишь прицельным пулеметным огнем. Их ставили в ряд и поливали водой, которая мгновенно схватывалась на февральском морозе.
Навозные стены и якутские танки
Пепеляев медлил со штурмом. Отряд красных хоть и был невелик, но имел на вооружении довольно много пулеметов. А на открытом месте их кинжальный огонь мог запросто уложить всю белую "дружину". Генерал ждал подкрепление из Амги. И когда оно пришло, 15 февраля 1923 года начался штурм Сасыл-Сысыы — последнее крупное сражение Гражданской войны.
К тому времени зимовье представляло собой маленькую крепость — 100 шагов в длину и 30–40 шагов в ширину. С трех сторон его окружали смерзшиеся плиты навоза, а с четвертой оборонявшиеся устроили подобие засеки, разобрав амбар и притащив несколько десятков срубленных деревьев.
Штурм крепости шел 18 часов! И это при сорокаградусном морозе. За день боя от холода у красного отряда вышли из строя все ручные пулеметы Шоша, вражеская пуля разбила затвор "Льюиса", а оставшиеся пулеметы Кольта перегревались от непрерывной стрельбы. Известно, что отряд Строда израсходовал 10 000 патронов. Штурм он отбил. Пепеляевцы потеряли 150 человек убитыми и ранеными, красноармейцы — 61.
Через день штурм повторился вновь. Положение отряда Строда было критическим. Десятки людей сгрудились на крохотном пятачке, где нельзя было даже подняться в полный рост, так как стены из навоза доходили всего до пояса. За ними можно было ползать только на четвереньках, от чего быстро приходила в негодность одежда.
Пулеметный огонь белых постепенно разрушал стены из навоза, поэтому красным пришлось укреплять их замерзшими трупами лошадей, оленей и своих же убитых товарищей. "Звякали пули о мёрзлые тела, отрывали пальцы, куски мяса, попадали в голову", — так позднее напишет в своих мемуарах Иван Строд.
Нот куда бóльшую фантазию проявляли белые. Они попытались продвинуть к вражеским укреплениям "якутские танки" — сани с установленными впереди теми же навозными плитами. За каждым таким "танком" могло двигаться по 8 человек, которые должны были подойти к крепости на расстояние броска гранаты. Однако навозные махины получались слишком тяжелыми (не менее ста пудов) и толкать их по рыхлому снегу было тяжело.
Взорвать себя и врагов
Конечно, исход штурма мог решить один-единственный миномет или траншейная пушка, но таких орудий у белых не было в принципе. Приходилось атаковать живой силой, раз за разом откатываясь назад к кромке леса. Но и у красных силы тоже таяли. Откуда было Строду знать, что в его направлении в сторону Амги выдвинулся отряд краскома Байкалова, а другой командир — Ефим Курашов — спешит на выручку с севера. Зато об этом знал Анатолий Пепеляев — из Амги успели прийти тревожные вести, что село пало.
Положение белого генерала оказалось угрожающим. Он остался без тыловой базы, а его "добровольческая дружина" вот уже две недели крошила зубы об навозно-ледяную крепость, не в силах ее взять. 3 марта 1923 года Пепеляев приказал снять осаду и отступать к селу Петропавловскому. А Иван Строд, раненый в грудь, но живой, праздновал победу. И как он писал в своих воспоминаниях, если бы штурм продлился еще два дня, то красноармейцам просто было бы нечем обороняться. И чтобы избежать сдачи в плен, он приказал заложить оставшийся порох в погреб и при прорыве обороны подорвать его вместе с собой и пепеляевцами. К счастью, такой трагической развязки удалось избежать, и "революционный полк имени Нестора Каландаришвили", потеряв убитыми 63 человека и ранеными 96, отбыл на санях в Якутск.
Мемориал
За отступающим Пепеляевым погнались уже другие отряды и судьба "великого ледяного похода" окончилась в поселке Аян, откуда генерал и начал свое наступление на Якутск летом 1922 года. Там Пепеляева пленили прибывшие морем из Владивостока силы красных. А дальше суд, 10 лет заключения, недолгий период на свободе, снова арест и расстрел по приговору Тройки в Новосибирске в 1938 году. Но и у его военного антагониста Ивана Строда судьба сложилась не лучше. Он был арестован в 1937 году и расстрелян за "участие в антисоветской террористической организации".
Что же касается места, где разыгрались самые драматичные события конца Гражданской войны, то в 1975 году там открыли мемориальный комплекс. Правда, в 1998-м его полностью уничтожил лесной пожар, но в марте 2023 года на этом месте создали военно-историческую реконструкцию осады Сасыл-Сысыы. Композиция получилась скромная, но очень атмосферная.
Вот так закончилась Гражданская война — не в 1922-м, как пишут в учебниках, а годом позже в якутской тайге. И оборона зимовья Сасыл-Сысыы стала последней её крупной военной операцией. А вот как всё начиналось 👇:
(При написании статьи была использована информация с сайтов: old.nlrs.ru; histrf.ru; warspot.ru)