Моя прошлая менеджерская и нынешняя консалтинговая жизни приводят к мысли о том, что в основе почти любого героизма лежит чья-то безалаберность, некомпетентность, безответственность.
Скажу сразу, - я пишу о трудовом героизме. В боевых условиях героизм солдата или подразделения может и не являться следствием бездарности командования, хотя, как писал А.В.Суворов, «сие есть редкие явления».
Так вот, героизм, проявляемый вашими сотрудниками, должен не только вызывать в вас восхищение ими, но и настораживать. Что-то пошло не так, если кому-то из ваших подчинённых пришлось совершать подвиг, чтобы спасти дело.
Многие руководители, которых я знаю, любят обосновывать победы, достигнутые за счёт нетривиальных действий своих сотрудников, сложной, быстро меняющейся обстановкой на рынке, действиями конкурентов, нерадивостью поставщиков и ещё тысячами причин.
Но если разобрать ситуацию, потребовавшую отчаянных усилий сотрудников, вдумчиво, то даже микроскоп не потребуется, чтобы увидеть:
- Неадекватность планирования;
- Отвратительную постановку задачи, когда исполнителю не понятно, что и как делать;
- Отсутствие обратной связи;
- Пренебрежение грамотной постановкой системы контроля;
- Нежелание или неумение анализировать как достигнутые результаты, так и процессы, к таким результатам приведшие.
Зачастую результат, которым вы так гордитесь, достигнут не за счёт грамотного менеджмента, а за счёт фантастического перенапряжения очень конкретных товарищей при полном управленческом хаосе и дуракавалянии смежных подразделений.
Вывод, который я сделал за более, чем 30 лет управленческой деятельности: бойся героизма! Как только встретился с фактом его проявления, - тщательно проанализируй причины, приведшие к нему, - всегда (!) найдёшь чей-то фак-ап. Иногда – свой собственный.
Думай и учись. Работай так, чтобы на участке, за который отвечаешь ты, не было повода для геройства.