Найти тему

🔥 "Жестоко сладострастная" Мона Лиза.

Ну что, дорогие читатели. Обнаружила я очередной шедевр в стандартном женском журнале начала 20 века.

Казалось бы - что неожиданного можно встретить среди советов как правильно варить суп, обзора модных в этом сезоне шляпок, рекомендаций по воспитанию младенцев и мастер-классов по разного рода рукоделиям?

А что еще во все века интересовало женщин? Да и мужчин тоже. Конечно - любовь!

И вот, я обнаружила потрясающий обзор женских образов художников эпохи Возрождения, с точки зрения любовных типов. По всей видимости, эти типы соответствовали личным пристрастиям мастеров.

И знаете, что меня поразило больше всего?

Богатство красок и оттенков, которыми описывались эти женские образы.

Что сейчас говорит средний обыватель, например, о женщинах с полотен Тициана? "Они жирные", или "У них носы длинные". И этот примитивизм - все, что большая часть видит в представленном типе красоты - а ведь тот же Тициан писал выдающихся красавиц, каждая из которых обладала собственной индивидуальностью, а все вместе они отражали искушенный и изысканный взгляд того времени и лично Тициана на женскую красоту.

Мы сегодня мыслим упрощенными, выхолощенными и примитивными категориями. У нас не воспитана тонкость восприятия. И это ведь касается не только впечатлений от произведений искусства, но и тех впечатлений, которыми наполнена наша обыденная жизнь. Наш мир прост и пуст. В нем чаще всего только два цвета - черный и белый. И эти цвета окрашивают все, что мы видим вокруг.

Лично мне кажется, да простят меня мои читатели, что корни явления все-таки в крестьянском происхождении нас с вами.

Мир крестьянина был прост и рационален. Жизненные тяготы сосредотачивали все его умственные и психические силы на заботу о пропитании и завтрашнем дне, то есть на покрытие базовых потребностей. Поднять голову над пахотой и взглянуть на звезды элементарно не хватало ресурсов организма, который веками находился на грани выживания. Не было возможности сидеть на крыльце, сложив белы руки и любоваться теми самыми красками и оттенками. День прожит - и слава Богу. И, в общем, не так много времени и поколений прошло в относительном благополучии, которое позволило бы нам сесть на это самое крыльцо в созерцательном безделии и напитать свои чувства разнообразием. "Не мы такие - жизнь такая". Тем интереснее, на мой взгляд, ознакомиться с видением представителей тех слоев, которые имели возможность оценить красоту мира во всем ее бесконечном разнообразии.

Что осталось нам в наследство от эпохи Возрождения? Что вспоминаем мы прежде всего, услышав о ней? Конечно - великолепные произведения художников. И первым делом - созданные ими разнообразные женские образы. И это несмотря на то, что время было жестокое, наполненное войнами, болезнями и страданиями.

Только красота в конечном итоге победила время, и только благодаря художникам, которые ее воплотили в своих женских образах.

Как бы не назывались эти образы, кого бы они не изображали - мучениц, мадонн или святых - это всегда некие каноны красоты, прославляемые мастерами.

Ознакомимся с персоналиями.

1. Сандро Боттичелли (1445 - 1510 гг.).

Предполагаемый автопортрет.
Предполагаемый автопортрет.

Сын кожевника, который родился и всю жизнь прожил во Флоренции.

Настоящее имя художника - Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи, а Боттичелли - это прозвище, которое означает "маленький бочонок". Считается, что это прозвище брата художника, которое почему-то прилипло к самому художнику. Так себе версия)

Художник никогда не был женат, всю жизнь прожил в родительском доме с родственниками, а под конец жизни попал под влияние Савонаролы и перестал писать, впав в нищету. За предыдущую жизнь он зарабатывал огромные деньги, но никогда не обращал на них внимания, и все спустил. Продержаться на плаву ему помогла помощь друзей, родственников, и почитателей его искусства.
После смерти он был забыт и заново предстал миру только в 19 веке.

Писал он на религиозные и мифологические сюжеты, и определенное количество портретов тоже оставил.

Его женские образы по сути - один и то же идеализированный образ женщины. Это чистая, покорная и стыдливая женщина, которая остается такой даже в образе Венеры.

Определения женских образов настолько великолепны, что я не буду их портить своим пересказам, но дам непосредственно цитаты.

-2

Напомню вам картины Боттичелли с женскими образами:

Как видим - везде, можно сказать, одно и то же лицо.

-4

Чтобы два раза не вставать, предлагаю детально рассмотреть великолепный портрет, тоже, предположительно, Симонетты Веспуччи, написанный в 1484 году.

Напомню, что Симонетта Веспуччи (урожденная Каттанео; 1453-1476 гг.), была молодой замужней женщиной (кстати, ее муж был родственником флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи, в честь которого названа Америка).

Симонетта родилась в Генуе, в старинной дворянской семье, в 16 лет вышла замуж за Марко Веспуччи, который ее очень любил, переехала с ним в его родную Флоренцию и там, благодаря своей исключительной красоте, привлекла внимание Медичи. Братьев Лоренцо и Джулиано, которые ее окружили куртуазным вниманием (на ее честь никто не посягал, семья Веспуччи была слишком влиятельна, чтобы с ними связываться даже Медичи).

Совершенная красавица умерла всего в 22 года от не вполне понятной болезни и ее пронесли через весь город в открытом гробу, чтобы жители могли в последний раз полюбоваться ее неземной красотой.

А теперь смотрим на ее самый знаменитый портрет:

-5

И некоторые его детали.

Главное, что, помимо чистых линий лица привлекает внимание в этом портрете - какая-то уж слишком сложная, необыкновенная прическа. С одной стороны на деме нет практически никаких украшений, кроме скромного кулона, скромного мелкого жемчуга, розовой ленты и тоже довольно скромной розетки в виде цветка с пером на макушке. Но сложность и вычурность ее прически такова, что более дорогие украшения казались бы уже чрезмерной вульгарной безвкусицей.

Обратите внимание, что часть прически спускается в виде ожерелья на грудь. Вот интересно - это реальная прическа, или фантазия художника? А если реальная - то использовались собственные волосы дамы, или накладные, или вообще парик?

Листаем:

Но мы идем дальше.

2. Леонардо да Винчи (1452 -1519 гг.).

Его единственно достоверный прижизненный портрет. Художник Франческо Мельци.
Его единственно достоверный прижизненный портрет. Художник Франческо Мельци.

Разносторонний гений, о котором в двух словах не скажешь.

Его картин до нас дошло не так уж и много - чуть больше 20, и не факт, что все они принадлежат ему, а не его ученикам или последователям.

Напомню вам женские образы, написанные величайшим мастером:

Джиневра де Бенчи, ок. 1474-1480 гг.
Джиневра де Бенчи, ок. 1474-1480 гг.

Или вот этот:

Прекрасная Фьерроньера. Может и не сам Леонардо писал, но в его стиле.
Прекрасная Фьерроньера. Может и не сам Леонардо писал, но в его стиле.

Смотрим далее:

Дама с горностаем.
Дама с горностаем.

Ну, и наконец - главный шедевр - Мона Лиза:

-11

Как видим - совершенно иной типаж. И опять в изображении всех дам прослеживается нечто общее. При всех несомненных достоинствах художественного мастерства Леонардо, на мой примитивный взгляд, все эти круглые, почти безбровые с узкими глазами лица напоминают, снулых рыб. Впечатление, что если этих рыб пошевелить, ничего кроме претензий к миру у них не появится.

Но вот, что обнаруживает неизвестный дореволюционный автор:

-12

Какой полет воображения!!

Вот вам приходило в голову, глядя на Мону Лизу, что любовь к ней была равна самоуничтожению? То-то же.

Идем далее.

3. Сейчас этот художник мало на слуху, но в начале 20 века, видимо, был существенно более известен и популярен.

Антонио да Корреджо (Аллегри) (1489-1534 гг.) пармский живописец, которого, как я вычитала, считают ныне предшественником барокко.

-13

Его самую известную картину Юпитер и Ио, поищите сами в интернете - она такого свойства, что я ее здесь размещать не могу, ибо кроме головы дамы замазать пришлось бы просто вообще все.

Эта картина входит в серию картин под названием Сладострастие, которая описывает похождения античного бога Юпитера.

Картины были написаны для одного заказчика, но на корню, можно сказать, были куплены императором Карлом Пятым, который увидев их в гостях, без них вернуться домой уже не смог.

Вообще на многих картинах художника дамы в таком античном виде и так изгибаются, что вам легче будет просто набрать в поисковике фамилию мастера и на все это дело налюбоваться вдоволь.

А поскольку цензуру на Дзене для простых смертных никто не отменял, мы с вами посмотрим только на Мадонн Корреджо.

Листайте:

Мадонн у него нашлось немного - явно это был не его конек, но даже у них весьма характерные лица.

Вот, что пишет по этому поводу наш автор начала 20 века, видимо - мужчина:

...Эти женщины умели ласкать тихо и нежно, и мечтательно. Они напоминают пармские фиалки - стыдливые, и вместе с тем полные сладострастной истомы, переливающейся в нежных, тонких, едва уловимых нюансах...

Как по мне, так эта истома на картинах художника бьет зрителя в лоб кувалдой, но... как видим, тонкие люди видели все иначе.

4. Ну и наконец - Тициан (1490 - 1576 гг.), с которого мы начинали.

Автопортрет.
Автопортрет.

Венецианский художник, талантливый бизнесмен, один из признанных гениев того периода. Родился, между прочим, в богатой и известной семье видного государственного деятеля. Родителям при этом хватило гибкости не ломать ребенка, который с младых ногтей тянулся к рисованию, через колено, а, наоборот, сделать все, чтобы развить его природные дарования. Кто помнит сейчас политических деятелей средневековой Венеции? А Тициана знают все.

Тоже большое количество женских образов в чем мать родила, но мы их здесь смотреть не будем - они есть в свободном доступе в интернете, а мы посмотрим женские портреты Тициана.

Просто, чтобы напомнить сам типаж.

Листайте.

Венеция в те времена славилась дамами пониженной социальной ответственности, которые были, порой, настолько богаты, благодаря своему ремеслу, что по образу жизни могли легко заткнуть за пояс иную принцессу. Видимо, немалая часть клиентуры Тициана состояла из этих дам, потому что женщины на его полотнах часто щеголяют своими прелестями слишком откровенно. Но я вам подобрала несколько приличного вида портретов, которые, тем не менее, дают о предмете нашего разговора прекрасное впечатление.

Дамы на портретах художника увесистые. Мощные. Я бы сказала, такая дама легко одной левой открутит рога быку. В их глазах нет излишней мечтательности и томности - там есть калькулятор, навскидку оценивающий потенциал клиентских кошельков.

Но вот что пишет об этих дамах восторженный поклонник начала 20 века:

-17

Ну, как бы он угадал, но не до конца, скажем так. Любовь действительно была жизнью большинства клиенток Тициана, но в более материально - заинтересованном формате.

Вот, собственно, все, чем я сегодня хотела с вами поделиться, дорогие читатели.

Как всегда - буду рада почитать ваши, культурно сформулированные мнения.

Прошу вас ставить лайки, если вам нравятся материалы канала. Без них материалы не будут вам показываться в ленте в дальнейшем.

Так же не забывайте самостоятельно заглядывать на канал. Для этого справа на экране компьютера надо нажать кнопку Подписки.