Про систему школьного обучения в Бельгии.
В Бельгии через месяц после рождения внучки к нам домой пришла медсестра. Она присоединила какие-то проводки, включила свою аппаратуру и на экране появилась линия по диагонали.
— Смотрите, ребенок слышит, видит, функция речи развита.
—А эти? — Я
показала на ряд волн, образовавшихся почти до первого верхнего угла.
— Эти волновые линии — показатель врожденного ума от природы.
— А на второй половине за диагональю?
— Если ниже, чем здесь, она показала середину от диагонали до нижнего угла, — это показатель умственной отсталости. Чем ниже, тем печальнее. Обычно таких детей помещают в интернаты. Здесь возможны самые разные диагнозы: врожденная умственная отсталость, аутизм, повышенная тревожность или агрессивность. Они не могут учиться с нормальными детьми.
—Обычные дети — какие они?
— Без умственных отклонений.
Об этом я писала, но хочу освежить память, чтобы поняли, о чем дальше пойдет речь.
После начального шестилетнего образования выпускники переходят в среднее звено.
BSO — для тех, кто не может учиться дальше. В программе у них выбранная профессия — шесть раз в неделю и нидерландский язык с математикой в самой элементарной форме. Они учатся ухаживать за стариками в доме престарелых или крутить гайки в гараже. Высшая материя им не нужна.
TSO — техническое направление.
Готовят уже к определенным техническим специальностям. Чуть больше предметов, чем в самом низшем BSO.
ASO — туда ДОПУСКАЮТ учеников, если они набрали достаточное количество баллов на выпускных экзаменах в начальной школе. Это пропуск в университеты, дорога к высшему образованию.
И здесь классы делятся на гуманитарные и технические. Наука и математика — самое сложное направление; латынь и математика — сложное, греческий и математика —сложное; современные языки — гуманитарное, сложное; в экономику идут те, кому не по уму перечисленные выше классы. И, если, даже здесь не тянешь, уходишь ниже на TSO.
До предпоследнего года ученики имеют право переходить из одного класса в другой. Да выпускного шестого. Здесь прыгать нельзя.
И, если ты сдал выпускные экзамены, то следом выбор университета, куда не допускают учеников с дипломами BSO и TSO.
А в то время, когда я работала в школе, было по-другому.
И только сейчас меня озарило: обе стороны, ученики и учителя, находились в неверных позициях.
Делаю экскурс в свое учительское прошлое. В школу, где все дети с различными умственными способностями сидели в одном классе. И те, и эти. Ну не дано было природой всем учиться в 9-11 классах, решать задачи, учить дурацкую литературу, на уроках которых учительница требовала невозможное от тех, КТО НЕ МОГ это сделать.
И она, училка, тоже не знала об этом, желала научить читать и писать даже тех, чье IQ (коэффициент интеллекта) был на совершенном нуле. Им бы в другую специализированную школу, со специфическим подходом и другой программой. Ведь учить можно по разному. Мы были на экскурсии в школе для детей с ментальными отклонениями. Их учили в игровой форме, немного писали, немного читали; хвалили за каждое слово, потому что ученики учились говорить.
Или иностранцы. Вновь прибывших учеников определяют в языковую школу, потом уже в общеобразовательную.После обучения они получают направление в одну из перечисленных выше школ. BSO, TSO, ASO.
PS.
Скажу по секрету. Недавно один из бывших учеников, которому исполнилось 65 лет, написал комментарий к моей фотографии: «Училка, сколько же ты у меня крови попила. Прощаю. Живи». Живет в Германии. Изменил имя. Бывший Володя Шпан стал Вольдемаром. Я прекрасно помню его. Маленького роста, вредненький такой. И так, видимо, я терроризировала его, что он до сих пор держит обиду на меня. Молодую «училку», которая была старше него девять лет. В 22 года я пришла в школу с желанием привить любовь к литературе. Искренне верила, что это мой долг.
Если бы в ту пору в той школе применяли бы такой подход к обучению как в Бельгии, мы бы с ним точно не встретились бы.
Но, спасибо ему, великодушному старому человеку: я избавилась от чувства вины за «учительские преступления в виде чрезмерной требовательности». Не виноватая я.
Но есть и другие бывшие ученики, которым исполнилось тоже 60; они благодарят и сожалеют, что я не учу их детей.