Найти тему

Как старый боец менял орден на две медали... Из цикла "герои одного дня", "Поединок".

Предисловие.
Утром 9 мая начал собираться старый боец на парад. Разложил награды на столе и пошел бриться. Побрившись, он выбрал себе парадный костюм и новую рубашку. Ему оставалось только надеть медали и орден. Подойдя к столу, фронтовик обнаружил, что нет самой важной награды - ордена. Поднялся переполох. Быстро выяснилось, что орден крепко сжимает в своей маленькой ладошке внучок. Дедушка попросил у внука орден, но тот еще крепче сжал ладошку. Женщины решили уговорить деда отдать медаль в обмен на орден. Николай Илларионович возмутился, но спустя какое то время, согласился. Обмен начался со скрипом, и первая попытка провалилась. В конце концов дипломатия победила. Орден обменяли на две медали.

"Поединок".

В блиндаже было тепло. Время от времени один из бойцов выходил наружу за дровами и тогда поток холодного воздуха врывался в душное пространство штабного укрытия. Звуки от разрывов снарядов проникали внутрь землянки. Далеко за деревней, что стояла в конце поля, шел бой.
С утра танки противника потеснили наших бойцов и те были вынуждены покинуть первую линию обороны. К обеду стало совсем тяжело. Постоянно шли доклады о больших потерях уже на второй линии обороны. Командир распорядился собрать из разведчиков и хозвзвода небольшой сводный отряд. Несколько часов назад, под руководством начальника штаба, они выдвинулись в направлении деревни. Через час после их ухода связь прервалась.
Между собой бойцы называли командира - "батя". "Батя" сильно нервничал. Из связистов в штабе остался один Николай. Двое уже ушли востанавливать связь и не вернулись. Связи не было, значит что то случилось.
- Николай, давай не подведи, - положив руку на плечо бойца по отечески мягко проговорил командир.
Николаю уже было больше тридцати лет и за месяцы войны, что он провел на фронте, он видел уже не одну смерть своих товарищей. Провод, что шел из землянки, вывел Николая на окраину леса, однако, обрыва провода обнаружено не было. Впереди было поле и в некоторых местах провод был припорошен снегом. Преодолевая поле, Николай остановился. Ему показалось, что далеко впереди на бугорке лежал человек. Видимо это был кто то из его сослуживцев. Двигаться дальше было опасно. Оценив обстановку, он пришел к выводу, что возможно снайпер залег за крестами могил. Несколько дней назад этот провод они прокладывали вместе с рядовым Петькой и путь этот лежал через центр кладбища.
Николай пополз. Ему почему то вспомнилось лето. В поле, возле его деревни, росла рожь. Его мысли прервала очередная серия разрывов. Если стреляют, значит наши держатся, рассуждал Николай. Обогнув кладбище и приблизившись к одной из крайних могил, он пригибаясь как можно ниже, стал пробираться от креста к кресту.
Боец, шевеля губами, бесшумно что то проговорил. Николай обнаружил затаившегося врага. Стрелок спрятался за крестом, и время от времени, выглядывал, высматривая очередную жертву. Опытный боец не торопился. Осмотревшись, он понял, что противник один.
- "хен дэ хох", - громко выкрикнул Николай.
От неожиданности, стрелок выронил винтовку. Рядом с валявшемся оружием Николай обнаружил порыв провода.
Обрыв был устранен. Доставив пленного в штаб, Николай понял, что связь восстановлена. В тот день деревню отстояли, и враг не прошёл. После боя однополчане спросили Николая, почему он не "шлёпнул" стрелка. И услышали...
- Не "шлёпнул" потому, что он человек и без оружия был уже не опасен, - согреваясь около печки рассуждал боец.

-2

Прошли дни и на груди у Николая засверкал орден "Красной звезды". Войну закончил Николай Илларионович разведчиком в 1945 году.

Заключение.

Это было в прошлом веке, но и сейчас, спустя десятилетия, этот орден можно видеть на портрете "старого бойца".
С этим портретом в строю "Бессмертного полка" идут его потомки по городам Санкт-Петербурга, Самары, Нижневартовска...

-3