1983-1984 годы
СССР
В Астраханском техническом институте рыбной промышленности и хозяйства и Астраханском морском рыбопромышленном техникуме в 1980-е годы постоянно обучалось около 850 иностранных студентов, стажёров и аспирантов более чем из 50 государств. Значительная часть студентов — выходцы из семей чиновников государственного аппарата, военных кругов, мелкой буржуазии, что в известной мере предопределяло их подверженность чуждой советскому человеку буржуазной идеологии и националистическим предрассудкам.
Стремясь использовать отдельных иностранных учащихся для проведения враждебных акций, разведки НАТО и спецслужбы развивающихся государств, учитывали длительный срок их пребывания в СССР, относительную свободу передвижения, а также многочисленные контакты с советскими гражданами, возможность вступления в официальные браки, что, в свою очередь, позволяло этим лицам после окончания учебных заведений посещать область по частным делам. В связи с этим органы КГБ не могли оставить контингент иностранных учащихся без внимания.
При организации контрразведывательной работы сотрудниками УКГБ по Астраханской области среди иностранных учащихся принималось во внимание устремления разведок к особо важным режимным объектам, дислоцированным в Астраханской области. Придавалось большое значение работе в землячествах иностранных учащихся для контроля за деятельностью и поведением членов землячеств. В подобной работе наиболее эффективно целенаправленное использование агентов и доверенных из иностранных студентов. Особенно важную роль могут играть и играют агенты-иностранцы, являющиеся лидерами в землячествах. Из числа таких лидеров сотрудниками УКГБ по Астраханской области был приобретён оперативный источник «Найф». От него поступили данные, что студентами из арабских стран вынашивается идея создания «Союза организаций учащихся-арабов в Астрахани». Инициатива исходила от иракцев, которые, по информации «Найфа», преследовали цель обеспечить таким образом влияние на остальные арабские коллективы. Перед сотрудниками УКГБ встала задача не допустить создания «Союза», так как крайне националистические и антикоммунистические тенденции, появившиеся в иракском землячестве, могли оказать нежелательное воздействие на других студентов-арабов.
Для успешного решения поставленной задачи «Найфу» дали поручение включить в проект устава и программы «Союза» заведомо неприемлемый для иракцев пункт. Параллельно с этим агенту-иностранцу «Саше» подготовили условия, чтобы он возглавил комиссию по выработке устава и программы будущей организации. По заданию кураторов от УКГБ «Саша» руководил этой комиссией так, что она бесплодно работала несколько лет и в конечном счете распалась, а «Союз» так и не был создан.
В другом случае при помощи «Оратора» и «Германа», с которыми был установлен оперативный контакт, удалось не только выявить «оппозицию», выступавшую за создание «землячества колумбийских студентов без коммунистов», но и изобличить её лидера «Януса» в провокационной деятельности и нейтрализовать негативный процесс.
Характерным примером использования агентов-иностранцев для выявления негативных процессов и оказания на них нужного влияния является работа с «Рамоном». От него была получена информация о том, что студент из Перу «Андрес» подготовил заявление с требованием к администрации оставить в институте его земляка, исключённого за злостное хулиганство, и обманным путём собрал под этим заявлением подписи большинства студентов перуанцев. В заявлении отмечалось, что в случае отказа администрации удовлетворить их требование все перуанские студенты, обучающиеся в Астраханском техническом институте рыбной промышленности, покинут СССР. Анализ обстановки в землячестве в связи с этим событием, представленный агентом, показал, что большая часть учащихся, подписавших указанное выше ультимативное заявление, сожалеет об этом, так как была введена в заблуждение. По заданию кураторов «Рамон» разъяснил некоторым соотечественникам провокационную сущность «ультиматума», что дало возможность администрации института выйти на встречу с перуанскими студентами подготовленной и убедить их в ошибочности поведения. При этом удалось скомпрометировать «Андреса» перед соотечественниками как человека, намеревавшегося умышленно спровоцировать конфликт и нанести ущерб отношениям между СССР и Перу.
В отдельных случаях для пресечения правонарушений, допускаемых иностранными студентами, сотрудники УКГБ с участием администрации учебных заведений использовали землячества иностранных учащихся.
Так, в период практики на рыбоконсервном комбинате перуанская студентка Артеага при укладке кильки в банки нижний ряд заполняла головами и внутренностями, в результате чего допустила большой брак. Свой поступок она объяснила желанием проверить службу контроля. Поскольку Артеага впоследствии осознала свою вину и дала правильную оценку содеянному, решили ограничиться мерами общественного воздействия на неёземляков. На собрании соотечественники пристыдили еёи обязались отработать соответствующее количество часов, чтобы возместить нанесенный землячкой ущерб.
(Источник: Андреев Г., Магомачиев Р.)