Маскарад или «маскированный бал» - общественное времяпрепровождение переодевшихся людей, скрывших лица масками, все это происходит во время бала. В переносном смысле маскарад - это переодевание, притворство. Обычно так называют увеселительный бал, на котором все участники носят на лицах маски и обычно одеты в специальные костюмы.
В маскараде стираются общественные или светские границы, исчезает принятый этикет и возникает другой, «маскарадный», «интригующий».
Маскарад живет по собственным правилам. На одну ночь ты можешь стать кем захочешь, роковой соблазнительницей или Квазимодо. Маска и плащ скрывают лицо и фигуру, делая человека неузнаваемым.
Маскарад - это единственная возможность, изменив внешность, перестать быть собой можно начать «интриговать», то есть вести себя с окружающими так, как невозможно в своем кругу. Император или высший сановник может запросто обратиться к любой, даже незнакомой даме; дама, даже модистка, может «интриговать» с императором или иностранным принцем, озадачить кавалера.
Этим маскарад отличается от «костюмированного бала» без масок. Бал лишь изменяет облик обладателя костюма, показывает его фантазию и художественное образование,а участвующие в нем персоны не скрывают своих лиц. Костюмы подчеркивают только самые привлекательные стороны.
На маскарадах, в отличие от балов, мажордом не объявлял о прибытии нового лица - маски, скрывавшей не только лицо, но и имя.
«Маски» и маскарадные костюмы пришли из Италии. В Венеции городской карнавал проводится до сих пор. Отсюда другое название маскарада - «карнавал», от итальянского «carnaval».
Карнавал, в отличие от маскарада может не сопровождаться танцами, а представлять шествие, как в Бразилии.
Платья в XVIII-XIX веках были еще очень дороги, поэтому маскарадные костюмы либо доставались из «бабушкиного сундука» и переделывались, или обычное модное платье скрывал плащ. Главное условие - маска, она необходима, но ее можно снять в случае приватного разговора. А на маскарадах в узком кругу, многие были «наглухо замаскированы», в конце бала перед ужином, все снимали маски, а иногда и переодевались.
За маскарадным «домино» нередко скрывалось остроумие и необычность речей. Декор костюмов нередко дополняли эмблемы масок и игральных карт, увитые лентами шутовские погремушки, бубенчики.
Здесь можно было легко стать жертвой авантюриста, сплетника или злопыхателя, поэтому, дабы уберечь свою честь, благородные замужние женщины и особенно девицы не появлялись на публичных маскарадах (с закрытыми лицами), только на маскарадах при дворе или в знакомых домах.
Маскарад известен в России с XVII века, он естественно занял место традиционных народных гуляний ряженых. Устраивали маскарады, как правило, на святочной неделе, на масляной и на неделе после Великого поста. Особенно это касалось маскарадов в общественных, публичных местах. Можно было, конечно, устроить домашний маскарад на любой праздник (но не в постные дни).
В Санкт-Петербурге во второй половине XVIII века они приобрели европейские черты, и редко кто появлялся в вывернутой медвежьей или овечьей шубе.
B XVIII веке «маскарад» - просто бал во дворце, с открытым лицом. Придворные маскарады особенно часто устраивались в царствование императрицы Елизаветы Петровны: два раза в неделю в зимний сезон. Для узкого круга императорской семьи и двора, а другой для горожан. Императорская фамилия, иностранные гости, двор, сановники, дипломатический корпус, члены Священного Синода и придворное духовенство при этом не маскировались, а первый и последний приехавший приглашенный должны были снять маску и назвать распорядителю свое имя и звание, которые заносились в Камер-фурьерский журнал.
Екатерина II упоминала в своих «Записках» о днях юности при елизаветинском дворе:
«Как только мы вернулись в город, нам сказали, что кроме двух дней в неделю, назначенных для французской комедии, будут еще два раза в неделю маскарады. По воскресеньям обычно были куртаги (балы). Один из маскарадных дней был только для двора и для тех, кого императрице угодно было допустить, другой для всех сановных лиц города, начиная с чина полковника, и для тех кто служил в гвардии в офицерских чинах. Иногда допускалось на этот бал все дворянство и именитое купечество. Придворные балы не превышали числом человек полтораста-двести, на тех же, которые назывались публичными, (бывало до) 800 масок. Императрице вздумалось в 1744 году в Москве заставлять всех мужчин являться в придворные маскарады в женском платье, а всех женщин в мужском, без масок на лице, это был собственно, куртаг навыворот. Мужчины были в больших юбках на китовом усе, в женских платьях, и с такими прическами, какие дамы носили на куртагах, а дамы в таких платьях, в каких мужчины появлялись в таких случаях. Мужчины не очень любили эти дни превращений; большинство было в самом дурном расположении духа, потому что они чувствовали, что они безобразны в своих нарядах. Женщины большей частью казались маленькими невзрачными мальчишками, а у самых старых были толстые и короткие ноги, что не очень-то их красило. Действительно и безусловно хороша в мужском наряде была только императрица, так как она была очень высока и немного полна. Мужской костюм ей чудесно шел; вся нога у нее была такая красивая, какой я не видала ни у одного мужчины, и удивительно изящная ножка. Она танцевала в совершенстве и отличалась особой грацией во всем, что делала, одинаково в мужском и в женском наряде...»
После восшествия на трон Екатерина II почти не устраивала придворные маскарады, заменив их балами, но в 1762 году императрица дала разрешение итальянскому оперному итальянскому антрепренеру Локателли на устройство публичных маскарадов. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» публиковала объявление:
«25 октября 1769 г., в воскресенье, будет в Екатерингофе у Локателлия маскарад».
Камер-фурьерский журнал, описывавший жизнь императорского двора отметил 1 января 1836 года:
« .. Вечером был публичный маскарад для дворянства и купечества российского и иностранного. Особы приезжали в маскарадных платьях без масок на Салтыковский подъезд, Комендантский у церковной лестницы, бывший императрицы Марии Федоровны. Чужестранные министры на Эрмитажный подьезд и собрались в гостиной Эрмитажа, откуда следовали на высочайший выход в маскерад через специально устроенный балюстрад, в Георгиевском зале с правой стороны трона. В Георгиевском зале собрались офицерские чины, дворянство и купечество.»
А так-же Камер-фурьерский журнал 1 июля 1830 года, в день рождения императрицы Александры Федоровны сообщал:
«В сей день назначено было от Высочайшего двора повесткам в Петергофском Дворце публичному маскараду для дворянства и купечества. Присутствовали шведский прину Оскар, прусский прину Карл, Александр и Эрнст Виртембергские.»
Отдельным видом маскарадов явились «постановочные», род домашнего спектакля. В 1830-х на таких маскарадах при дворе выбирали «бобового короля» и на них одевались согласно программе и заранее заданной теме.
6 января 1835 года А. С. Пушкин писал:
«Бал придворный (приватный маскарад). Двор в мундирах времен Павла І. Граф Панин одет дитятей. Бобринский Брызгаловым (каштеляном Михайловского замка, полуумный старик, щеголяющий в шутовском своем мундире, в сопровождении двух калек-сыновей, одетых скоморохами). Государь полковником Измайловского полка. В городе шум, все находят это неприличным».
Уже с 1836 года парадные маскарады в Зимнем дворце были заменены костюмированными балами. Маскарады при дворе устраивались с тех пор для узкого круга лиц в Собственном Аничковом дворце уже после Нового года.
В 1880-х славился маскарадами двор великого князя Владимира Александровича, у которого 25 января 1883 был поставлен костюмированный бал «в русском стиле». Владимир Александрович и его супруга заранее задумали саму идею и тщательно приготовили программу.
Выбором рисунков для костюмов руководили художники и архитекторы Г. Гагарин, К. Маковский, А. Шарлемань, А. Сомов, арх. М. Месмахер, которые тоже были приглашены на бал.
Журнал «Всемирная иллюстрация» писал:
«залы были заполнены русскими боярами, боярынями и бо-ярскими детьми, ..воеводами, витязями, думными посольскими дьяками, кравчими, сокольничими, ловчими рындами, конными и пешими жильцами времен Ивана IV, варягами, печенегами, запорожцами, казаками, явился думный дьяк с чернильницей и пером за поясом, гусляр с гуслями и другие.»
Было разослано 250 билетов на тонкой голландской бумаге и 50 - на цветной, для зрителей, приглашенных на хоры. Как всегда, оказалось, что танцующих дам было приглашено 55, а мужчин - 23, поэтому вел. князь пригласил «господ таннующих офицеров различных частей войск императорской гвардии: Кавалергардского, Конно-гренадерского, Гусарского, его вел. Уланского и Преображенского».
Во 2-й половине XVIII века их организовывали различные «Собрания» - Танцевальное, Музыкальное и другие. В XIX веке маскарады назначались в Благородном и в Дворянском собраниях, Большом и Немецком (Кушелевском) театрах. Билеты продавались при входе, карнавальный костюм был не обязателен, но все присутствующие были в масках. Публичные балы мог посетить любой «благовоспитанный» человек, который купил билет за 10 рублей. Маскарадные костюмы уже в начале XIX века можно было купить в портновской лавке или взять там на прокат готовые.
В начале XIX века танцевали полонез, а-ла-грек, английский променад, альман, «хлопушку», «уточку», экосезы, мазурки, котильон, матрадуры, галопад, менуэты en-deux et en-quatre.
В николаевское время, все мужчины, военные и штатские, являлись в обычной одежде, без масок, а женщины - в домино, в длинной мантии с рукавами и капюшоном, любого цвета и в маске.
В 1829 году привилегию на маскарады получил В. В. Энгельгардт, приятель Пушкина.
На маскарадах в доме Энгельгардта появлялись члены императорской фамилии,способствуя привлечению новых посетителей.
На этих вечерах бывали все слои петербургского общества представители «золотой молодежи» и дамы «полусвета» поэтому маскарады пользовались двусмысленной репутацией. Здесь в небольших «кабинетах» назначали свидания.
С 1834 г проведением занималась только Дирекция императорских театров.
В конце XIX века были популярны семейные маскарады, они были так популярны, что в дамских журналах, в журнале «Всемирная иллюстрация» и других, начали печатать рисунки маскарадных костюмов. Выпускались специальные «Альбомы маскарадных костюмов».
Домашние маскарады предполагали присутствие только узкого круга самых близких людей, готовились заранее, и костюм замаскированного лица выбирался тайно, поскольку главная задача была - долго не быть узнанным.
В эпоху «серебряного века» маскарады приобрели особую популярность. Казалось, что весь Петербург утонул в бесконечных удовольствиях.
В глухих коридорах и в залах пустынных Сегодня собрались веселые маски, Сегодня в увитых цветами гостиных Прошли ураганом безумные пляски.
Николай Гумилев.