Найти тему

Загадочные петербургские маскарады: красочные костюмы, тайны и волшебство

Маскарад или «маскированный бал» - общественное времяпрепровождение переодевшихся людей, скрывших лица масками, все это происходит во время бала. В переносном смысле маскарад - это переодевание, притворство. Обычно так называют увеселительный бал, на котором все участники носят на лицах маски и обычно одеты в специальные костюмы.

В маскараде стираются общественные или светские границы, исчезает принятый этикет и возникает другой, «маскарадный», «интригующий».

Маскарад живет по собственным правилам. На одну ночь ты можешь стать кем захочешь, роковой соблазнительницей или Квазимодо. Маска и плащ скрывают лицо и фигуру, делая человека неузнаваемым.

Император Петра I на маскараде в Версале.
Император Петра I на маскараде в Версале.

Маскарад - это единственная возможность, изменив внешность, перестать быть собой можно начать «интриговать», то есть вести себя с окружающими так, как невозможно в своем кругу. Император или высший сановник может запросто обратиться к любой, даже незнакомой даме; дама, даже модистка, может «интриговать» с императором или иностранным принцем, озадачить кавалера.

Кадр из фильма «Призрак оперы».
Кадр из фильма «Призрак оперы».

Этим маскарад отличается от «костюмированного бала» без масок. Бал лишь изменяет облик обладателя костюма, показывает его фантазию и художественное образование,а участвующие в нем персоны не скрывают своих лиц. Костюмы подчеркивают только самые привлекательные стороны.

На маскарадах, в отличие от балов, мажордом не объявлял о прибытии нового лица - маски, скрывавшей не только лицо, но и имя.

Летний маскарад.
Летний маскарад.

«Маски» и маскарадные костюмы пришли из Италии. В Венеции городской карнавал проводится до сих пор. Отсюда другое название маскарада - «карнавал», от итальянского «carnaval».

Карнавал, в отличие от маскарада может не сопровождаться танцами, а представлять шествие, как в Бразилии.

Фрагмент из сериала «Дневники вампира».
Фрагмент из сериала «Дневники вампира».

Платья в XVIII-XIX веках были еще очень дороги, поэтому маскарадные костюмы либо доставались из «бабушкиного сундука» и переделывались, или обычное модное платье скрывал плащ. Главное условие - маска, она необходима, но ее можно снять в случае приватного разговора. А на маскарадах в узком кругу, многие были «наглухо замаскированы», в конце бала перед ужином, все снимали маски, а иногда и переодевались.

Фрагмент из сериала «Дневники вампира».
Фрагмент из сериала «Дневники вампира».

За маскарадным «домино» нередко скрывалось остроумие и необычность речей. Декор костюмов нередко дополняли эмблемы масок и игральных карт, увитые лентами шутовские погремушки, бубенчики.

Елизавета Петровна в маскарадном костюме.
Елизавета Петровна в маскарадном костюме.

Здесь можно было легко стать жертвой авантюриста, сплетника или злопыхателя, поэтому, дабы уберечь свою честь, благородные замужние женщины и особенно девицы не появлялись на публичных маскарадах (с закрытыми лицами), только на маскарадах при дворе или в знакомых домах.

Девушка с маской.
Девушка с маской.

Маскарад известен в России с XVII века, он естественно занял место традиционных народных гуляний ряженых. Устраивали маскарады, как правило, на святочной неделе, на масляной и на неделе после Великого поста. Особенно это касалось маскарадов в общественных, публичных местах. Можно было, конечно, устроить домашний маскарад на любой праздник (но не в постные дни).

В Санкт-Петербурге во второй половине XVIII века они приобрели европейские черты, и редко кто появлялся в вывернутой медвежьей или овечьей шубе.

Девушка с маской. XVIII век.
Девушка с маской. XVIII век.

B XVIII веке «маскарад» - просто бал во дворце, с открытым лицом. Придворные маскарады особенно часто устраивались в царствование императрицы Елизаветы Петровны: два раза в неделю в зимний сезон. Для узкого круга императорской семьи и двора, а другой для горожан. Императорская фамилия, иностранные гости, двор, сановники, дипломатический корпус, члены Священного Синода и придворное духовенство при этом не маскировались, а первый и последний приехавший приглашенный должны были снять маску и назвать распорядителю свое имя и звание, которые заносились в Камер-фурьерский журнал.

На маскараде.
На маскараде.

Екатерина II упоминала в своих «Записках» о днях юности при елизаветинском дворе: 

«Как только мы вернулись в город, нам сказали, что кроме двух дней в неделю, назначенных для французской комедии, будут еще два раза в неделю маскарады. По воскресеньям обычно были куртаги (балы). Один из маскарадных дней был только для двора и для тех, кого императрице угодно было допустить, другой для всех сановных лиц города, начиная с чина полковника, и для тех кто служил в гвардии в офицерских чинах. Иногда допускалось на этот бал все дворянство и именитое купечество. Придворные балы не превышали числом человек полтораста-двести, на тех же, которые назывались публичными, (бывало до) 800 масок. Императрице вздумалось в 1744 году в Москве заставлять всех мужчин являться в придворные маскарады в женском платье, а всех женщин в мужском, без масок на лице, это был собственно, куртаг навыворот. Мужчины были в больших юбках на китовом усе, в женских платьях, и с такими прическами, какие дамы носили на куртагах, а дамы в таких платьях, в каких мужчины появлялись в таких случаях. Мужчины не очень любили эти дни превращений; большинство было в самом дурном расположении духа, потому что они чувствовали, что они безобразны в своих нарядах. Женщины большей частью казались маленькими невзрачными мальчишками, а у самых старых были толстые и короткие ноги, что не очень-то их красило. Действительно и безусловно хороша в мужском наряде была только императрица, так как она была очень высока и немного полна. Мужской костюм ей чудесно шел; вся нога у нее была такая красивая, какой я не видала ни у одного мужчины, и удивительно изящная ножка. Она танцевала в совершенстве и отличалась особой грацией во всем, что делала, одинаково в мужском и в женском наряде...»

После восшествия на трон Екатерина II почти не устраивала придворные маскарады, заменив их балами, но в 1762 году императрица дала разрешение итальянскому оперному итальянскому антрепренеру Локателли на устройство публичных маскарадов. Газета «Санкт-Петербургские ведомости» публиковала объявление:

«25 октября 1769 г., в воскресенье, будет в Екатерингофе у Локателлия маскарад».

Камер-фурьерский журнал, описывавший жизнь императорского двора отметил 1 января 1836 года:

« .. Вечером был публичный маскарад для дворянства и купечества российского и иностранного. Особы приезжали в маскарадных платьях без масок на Салтыковский подъезд, Комендантский у церковной лестницы, бывший императрицы Марии Федоровны. Чужестранные министры на Эрмитажный подьезд и собрались в гостиной Эрмитажа, откуда следовали на высочайший выход в маскерад через специально устроенный балюстрад, в Георгиевском зале с правой стороны трона. В Георгиевском зале собрались офицерские чины, дворянство и купечество.»

А так-же Камер-фурьерский журнал 1 июля 1830 года, в день рождения императрицы Александры Федоровны сообщал:

«В сей день назначено было от Высочайшего двора повесткам в Петергофском Дворце публичному маскараду для дворянства и купечества. Присутствовали шведский прину Оскар, прусский прину Карл, Александр и Эрнст Виртембергские.»
Фрагмент из фильма «Анна Каренина».
Фрагмент из фильма «Анна Каренина».

Отдельным видом маскарадов явились «постановочные», род домашнего спектакля. В 1830-х на таких маскарадах при дворе выбирали «бобового короля» и на них одевались согласно программе и заранее заданной теме.

Фрагмент из фильма «Анна Каренина».
Фрагмент из фильма «Анна Каренина».

6 января 1835 года А. С. Пушкин писал:

«Бал придворный (приватный маскарад). Двор в мундирах времен Павла І. Граф Панин одет дитятей. Бобринский Брызгаловым (каштеляном Михайловского замка, полуумный старик, щеголяющий в шутовском своем мундире, в сопровождении двух калек-сыновей, одетых скоморохами). Государь полковником Измайловского полка. В городе шум, все находят это неприличным».

Уже с 1836 года парадные маскарады в Зимнем дворце были заменены костюмированными балами. Маскарады при дворе устраивались с тех пор для узкого круга лиц в Собственном Аничковом дворце уже после Нового года.

Маскарад начала XIX века.
Маскарад начала XIX века.

В 1880-х славился маскарадами двор великого князя Владимира Александровича, у которого 25 января 1883 был поставлен костюмированный бал «в русском стиле». Владимир Александрович и его супруга заранее задумали саму идею и тщательно приготовили программу.

Выбором рисунков для костюмов руководили художники и архитекторы Г. Гагарин, К. Маковский, А. Шарлемань, А. Сомов, арх. М. Месмахер, которые тоже были приглашены на бал.

Костюмированный бал 1903 года.
Костюмированный бал 1903 года.

Журнал «Всемирная иллюстрация» писал: 

«залы были заполнены русскими боярами, боярынями и бо-ярскими детьми, ..воеводами, витязями, думными посольскими дьяками, кравчими, сокольничими, ловчими рындами, конными и пешими жильцами времен Ивана IV, варягами, печенегами, запорожцами, казаками, явился думный дьяк с чернильницей и пером за поясом, гусляр с гуслями и другие.»

Было разослано 250 билетов на тонкой голландской бумаге и 50 - на цветной, для зрителей, приглашенных на хоры. Как всегда, оказалось, что танцующих дам было приглашено 55, а мужчин - 23, поэтому вел. князь пригласил «господ таннующих офицеров различных частей войск императорской гвардии: Кавалергардского, Конно-гренадерского, Гусарского, его вел. Уланского и Преображенского».

Бал на эрмитажном веере.
Бал на эрмитажном веере.

Во 2-й половине XVIII века их организовывали различные «Собрания» - Танцевальное, Музыкальное и другие. В XIX веке маскарады назначались в Благородном и в Дворянском собраниях, Большом и Немецком (Кушелевском) театрах. Билеты продавались при входе, карнавальный костюм был не обязателен, но все присутствующие были в масках. Публичные балы мог посетить любой «благовоспитанный» человек, который купил билет за 10 рублей. Маскарадные костюмы уже в начале XIX века можно было купить в портновской лавке или взять там на прокат готовые.

Елизавета Федоровна.
Елизавета Федоровна.

В начале XIX века танцевали полонез, а-ла-грек, английский променад, альман, «хлопушку», «уточку», экосезы, мазурки, котильон, матрадуры, галопад, менуэты en-deux et en-quatre.

-17

В николаевское время, все мужчины, военные и штатские, являлись в обычной одежде, без масок, а женщины - в домино, в длинной мантии с рукавами и капюшоном, любого цвета и в маске.

Маскарадный костюм. XVIII век.
Маскарадный костюм. XVIII век.

В 1829 году привилегию на маскарады получил В. В. Энгельгардт, приятель Пушкина.

-19

На маскарадах в доме Энгельгардта появлялись члены императорской фамилии,способствуя привлечению новых посетителей.

Николай I и Александра Федоровна.
Николай I и Александра Федоровна.

На этих вечерах бывали все слои петербургского общества представители «золотой молодежи» и дамы «полусвета» поэтому маскарады пользовались двусмысленной репутацией. Здесь в небольших «кабинетах» назначали свидания.

-21

С 1834 г проведением занималась только Дирекция императорских театров.

В конце XIX века были популярны семейные маскарады, они были так популярны, что в дамских журналах, в журнале «Всемирная иллюстрация» и других, начали печатать рисунки маскарадных костюмов. Выпускались специальные «Альбомы маскарадных костюмов».

Альбомы маскарадных костюмов.
Альбомы маскарадных костюмов.

Домашние маскарады предполагали присутствие только узкого круга самых близких людей, готовились заранее, и костюм замаскированного лица выбирался тайно, поскольку главная задача была - долго не быть узнанным.

-23

В эпоху «серебряного века» маскарады приобрели особую популярность. Казалось, что весь Петербург утонул в бесконечных удовольствиях.

Бал в «цветных париках».
Бал в «цветных париках».

В глухих коридорах и в залах пустынных Сегодня собрались веселые маски, Сегодня в увитых цветами гостиных Прошли ураганом безумные пляски.
Николай Гумилев.
Фрагмент из фильма «Золушка» 2015 год.
Фрагмент из фильма «Золушка» 2015 год.