Совместно с мастером по изготовлению, ремонту, и реставрации струнных музыкальных инструментов Антоном Хориным, рассказываем о том, какие производственне этапы проходит каждая классическая гитара перед появлением на полке магазина.
Перед тем как сделать заготовки для инструмента, каждый мастер подбирает грамотные материалы и комплектующие. Без качественной древесины гитары даже самой лучшей сборки будут иметь плохие звуковые характеристики и буквально "не запоют".
Самый признанный материал для производства гитар — палисандр. Он считается наиболее "звучным" из всех деревьев. Существует несколько сортов и мест произрастания — бразильский, в зависимости от рисунка — самый дорогой. Однако, эта двересина очень дорогая, поэтому в изготовлении также ценятся клён, орех, коа, бубинга, махагон (красное дерево), сапеле.
Для любой гитары может использоваться как один вид дерева, так и одновременно несколько пород. Это связано с тем, что каждая порода обладает своими особыми свойствами, которые ценны в какой-то одной из составляющих гитары.
1 этап. Врезка декоративных розеток из мозаики в деки гитары
На производстве после обработки древесины вырезаются заготовки, в которые потом происходит врезка декоративных розеток из мозаики.
2 этап. Настройка толщины деки для лучшего звучания
От толщины деки зависит будущий звук гитары и её долговечность. Не многие фабрики мира делают настройку дек, а алгоритм настройки мастера хранят в строгой тайне.
3 этап. Изготовление заготовок грифов
В процессе этого этапа головку грифа размечают по шаблону. Головка грифа приклеивается под углом 12 градусов для лучшего перегиба струн на порожке.
4 этап. Склеивание дна гитары
Дно гитары часто делают из высококачественной березовой фанеры. Для инструментов повышенного качества для заготовки дна используют дощечки клена, палисандра и другой древесины толщиной 3-4 мм. После нанесения клеевого состава дно выдерживают в жимах до полного высыхания.
5 этап. Обработка головы грифа
Головка грифа — единственный индивидуальный элемент гитары, который каждый мастер и фабрика делают по своей форме. Обычно по форме головки грифа гитары можно угадать, где и кем она сделана — это визитная карточка мастера.
После ручку грифа помещают в специальный стапель для обработки.
6 этап. Формирование шипа "Ласточкин хвост" для соединения грифа и корпуса
Крепление "ласточкин хвост" получило свое название за сходство с формой хвоста ласточки. В этом типе крепления грифа, конструкция зазоров между грифом и корпусом гитары позволяет создавать свободу для колебания грифа вдоль его оси. Такое крепление обеспечивает дополнительные резонансы и гармоники, что влияет на общий звук инструмента.
Крепление грифа "ласточкин хвост" добавляет в звук гитары больше характерных особенностей и оттенков, что может быть интересно гитаристам, стремящимся к более богатому и разнообразному звучанию.
Популярный тип соединения для гитар можно изготовить вручную, а также с помощью специальной фрезы.
Как изготовить такой тип крепления можно узнать в обучающем видео от мастера Антона Хорина.
7 этап. Формирование обечаек в специальных шаблонах
Обечайки гитары имеют довольно сложную геометрическую форму. Фанерные обечайки легко принимают нужный изгиб, а обечайки, изготавливаемые из дощечек, требуют предварительной операции "гнутья". Для придания обечайкам правильной формы используют готовые шаблоны.
Пока обечайки находятся в шаблоне, производится врезка анкерного винта в гриф. Анкер — это винт, создающий в грифе изгибающее усилие, противоположное натяжению струн. Правильная установка анкера является важным шагом в процессе сборки, поскольку плохо установленный анкер может вызвать проблемы со звуком инструмента и ухудшить "играбельность" гитары.
Для того, чтобы узнать принцип грамотной установки анкерного винта, рекомендуем посмотреть обучающий ролик Антона Хорина по этой теме.
8 этап. Изготовление рамок: обечайки, склееные на верхний и нижний клоц.
Обечайки фиксируют в цулагу с помощью клоцев, которые подгоняются по своду дек. Co стороны приклеивания деки кромки фрезеруются по плоскости. С другой стороны поверхность цулаги имеет некоторую кривизну для получения небольшого купола на дне гитары.
Более подробно Антон Хорин рассказывает в видео про этот производственный процесс.
В результате проведения всех производственных этапов, мы получаем комплект для сборки гитары!
В следующей статье мы расскажем о сборке корпуса, приклейке грифа, монтаже колковой механики и других финишных этапах изготовления нового инструмента.