Начало здесь
Предыдущая часть здесь
Статья-навигация по каналу здесь.
Через год честной работы на хлебозаводе, когда у Ирины были только грамоты и похвалы, ей дали комнату в коммуналке. Прямо рядом с хлебозаводом. И садик тоже пообещали. Как только она въедет и пропишется. Садик с ночным пребыванием. Очень удобно для тех, кто работает посменно.
-Ну, дождалась ты, Иринка..., - вздыхала баба Паня, - съезжаешь от меня...
-Спасибо вам огромное за всё, - плакала женщина, - если бы не вы... кто знает, где бы я сейчас была. Это всё благодаря вам и вашей помощи я и на работу устроилась и комнату мне дали. Мы будем к вам приезжать.
-Куды приезжать то? Я, мабуть, к сыну перееду. Он же ж у меня рядом. На соседней улице живёт Или к дочери в Ленинград. Хотя, не нравится мне там. Суетно. А мабуть, и не перееду. Буду свой век здеся доживать.
=//=
На подкопленные средства, ещё до переезда, мама купила кровать и стол. Шкаф и диван для детей ей отдал кто-то из тех, с кем она работала. А половики отдала баба Паня.
-Бери, Иринка, бери. Они хорошие, домотканые. Долго тебе прослужат.
-А вам?
-У меня их, видала, сколь? Дочь то в Ленинград не стала забирать. А это ейное приданое было. Говорит "Мама, ну какие половики? У меня везде ковры!". И правда, ковры у ей. Даже на стене. А на кой леший ковёр на стене, если по нему ходить нельзя? И муж ейный интеллигент. Ему мои половицы без надобности. Так что забирай. Тебе на пользу послужат.
Половики были красивые. Полосатые. Марине нравилось разглядывать цветные полоски, ползая по ним на животе. И на ощупь они были приятные.
...Квартира была трёхкомнатная. И даже благоустроенная. С ванной и отдельным туалетом. В одну из комнат и въехала Ирина с детьми. В двух других тоже проживали работники хлебозавода. Одинокая возрастная женщина и суетливый мужчина средних лет, на руках которого были синие надписи и рисунки. Он трудился грузчиком.
-Конечно, не так просторно, как в Ленинграде, но зато своя комната и мы ни от кого не зависим, - мама, поставив сумки на пол, огляделась, - и у нас с вами самая большая комната в квартире. Потому что нас больше всех. И ванна здесь имеется. В общем, хорошо заживём. Кошку только нужно завести. Здесь, говорят, мыши ходят. И крысы. Первый этаж же. Вот у бабы Пани хороший кот Васька. Ни одной мыши в дом не пускал.
Марина Ваську любила. Кот жмурился у тёплой печки, пока люди чем-то занимались. Иногда он, навострив уши, соскакивал и убегал в дырку, ведущую в подполье.
-О, видала? Васька опять мышов ловить побежал, - одобрительно говорила старушка, - хороший кот. Мышелов.
Всё это Марина вспоминала, разглядывая огромную полупустую комнату, в которой гулко отдавались звуки - потолки тоже были высоченными. На двух окнах висели занавески, тоже отданные бабой Паней.
-Ну, давайте ваши вещи раскладывать, - засуетилась мама, - Маришка, помогай. Мы за неделю должны пройти комиссию в детский сад. Мне неделю отгулов дали. А потом я буду работать, а вы в садик ходить. Здесь и садик, и школа недалеко. Всё рядом.
=//=
-Ещё одна хлебо-булочная, - вздохнула воспитательница, когда мама привела Марину в группу и увела Дюсика, - что ж у них у всех дети то такие худые... Хлеба, что-ли, не могут с работы притащить?
-Одним хлебом сыт не будешь, - вздохнула нянечка, подходя ближе малышке, - на него что-то положить нужно. И, желательно, колбасу. А у них зарплаты копеечные. Тебя как зовут?
-Марина, - буркнула девочка себе под нос.
-Как-как?
-Марина.
-А почему так тихо? Имени своего стесняешься? Проходи, осматривайся. Скоро завтракать будем. Ты кашу любишь?
-Я маму люблю.
-Маму все любят. Но никто мам на завтрак не ест. А едят кашу. С маслом.
-А Дюсик где?
-Это кто - Дюсик?
-Брат.
-А, так он, наверное, в другой группе. Ты раньше в садик ходила?
=//=
Жизнь потихоньку налаживалась. Конечно, с бабой Паней было намного лучше, но... И так жить можно. Главное, что без пьянок и скандалов. Марина постепенно стала забывать это. Из памяти уходили серые стены и решётки на окнах. Постепенно стирался и образ отца.
Забот у Марины прибавилось. На ней, как на старшей, было много обязанностей. Девочка подметала пол, мыла посуду, помогала маме чистить овощи на суп и следила за братом, который постоянно пытался что-нибудь напакостить.
-А ну, не балуйся! - прикрикивала Марина на мальчика.
-Ааааа! - тут же заводился тот.
-Марина, - прибегала на крик мама, - что опять у вас произошло? Почему ты его обижаешь? Он ведь маленький! Иди, Андрюшенька, к маме на ручки....
-Мама! - пыталась восстановить справедливость девочка, - он сам виноват! А я его даже не трогала! Просто сказала, чтобы он не баловался!
-Я сказала, не обижай его! - ещё строже говорила мама, и Марина, опустив голову, садилась на диван, исподлобья наблюдая за довольным Дюсиком. Украдкой, чтобы мама не видела, показывала ему сжатый кулак.
-Аааааа! - тут же заводился братец.
-Марина!
-Что!? Я вообще на диване сижу! А он рядом с тобой! Я его не трогала!
=//=
В садике подруг у Марины не было. Как то не получалось ни с кем дружить. Коллектив был сложившимся, а новая девочка в него вписывалась плохо. Да Марина и не переживала. И не пыталась завязать с кем-то дружбу. Её устраивало сидеть и играть одной.
В садике были свои лидеры - умные и красивые девочки. И дружба с ними Марине точно не светила. Они дружили с такими же. Весёлыми. А про Марину говорили:
-Эта девочка ни с кем не разговаривает. И всё время молчит.
А о чём с ними говорить? О куклах? У Марины их столько не было. О вредном Дюсике? Нет уж... Даже когда все дети шли на горшок, Марина старалась сидеть в стороне. Быстро делала свои дела и ложилась спать. А закрыв глаза и сделав вид, что спишь, можно было мечтать. О чём? О принцах... Как в сказках... В сказках к принцессам всегда приезжали принцы. И обязательно на белом коне. И увозили принцессу с собой. Марине очень хотелось быть принцессой. Красивой принцессой с золотыми волосами... Хорошо жить в сказке.
=//=
Занятия, которые проводились в садике, Марине не очень нравились. Там нужно было быстро думать и правильно отвечать. А отвечать Марина не любила. Она терялась и неправильно излагала мысли. А когда на неё начинали кричать, то и вовсе замыкалась в себе, и стояла молча.
-Ну что ты молчишь? Скажи что-нибудь, Петракова! - требовала воспитатель, - Ты поняла вопрос? Это же простой вопрос! Мы же прочитали эту сказку только что!
То-ли дело были те занятия, на которых не нужно было отвечать! Когда рисовали или занимались аппликацией. Всё это у Марины тоже получалось не очень, но хотя бы можно было молча сдать свою работу.
-Марина ну что такое? - вздыхала мама, - почему воспитатели говорят, что ты совсем не разговариваешь? На занятиях не отвечаешь...
-Они ругаются потому что...
-А ты не слушай, как они ругаются.
-Как это? У меня же есть уши! Они для того, чтобы слушать!
-А язык тогда тебе для чего? - спрашивала мама, и тут же отвечала, - чтобы говорить. И отвечать на вопросы.
-Чтобы мороженое лизать, - отвечала девочка, - и леденцы на палочках.
-Вот со мной ты очень хорошо споришь... в садике бы так разговаривала...
Продолжение в следующей части.
****************************************
Дорогие читатели! У меня есть ещё один канал "Глюсеничка и Ко". Если на этом канале Вы можете просто читать рассказы, то на втором канале я пишу о том, что меня волнует здесь и сейчас. Если Вы хотите поучаствовать в обсуждениях, то добро пожаловать ))). Буду очень рада.
***************************************
Если Вы первый раз на моём канале, и сюжет рассказа Вас заинтересовал, то рекомендую зайти в навигационную статью, и начать с рассказа "Женя, Женечка, и ... счастье". И продолжение "Женечка. Другая жизнь." А так же "Наташа", "Наташа. В чём счастье?" и продолжение "В каждой избушке..." Вам станет понятнее.