Найти тему

Гигант в мире авиации: Возможности 'Каспийского монстра'

Оглавление

В своей детской юности, когда я перелистывал страницы известного советского журнала "Катера и яхты", моим глазам открывались увлекательные рассказы о необычных машинах, которые были в равной мере и самолетами, и катерами. Эти удивительные технические чудеса были известны как "экранопланы". К сожалению, мне так и не удалось увидеть их лично, и это оставалось недостижимой мечтой для многих.

© Русская семерка
© Русская семерка

В то время очень мало людей осведомлены были о том, что экранопланы не только поражают своей необычной способностью передвигаться по водной поверхности, но также могут превратиться в опасное военное средство. СССР создал секретную программу, направленную на разработку боевых экранопланов, несколько из которых обладали потенциалом уничтожить эскадру атомных авианосцев противника всего за несколько минут.

Гигант в мире авиации

В 60-х годах ЦРУ США было потрясено последними снимками со спутников-шпионов, на которых был замечен загадочный летательный аппарат, превосходивший все ожидания своими размерами. Этот аппарат был замечен в акватории Каспийского моря у берегов Советского Союза и получил кодовое название "КМ". Родные конструкторы называли его "корабль-макет", но американцы, проинтерпретировав это, стали называть его "Каспийским монстром".

Экспериментальный экраноплан, известный как Каспийский монстр (или КМ), был разработан Ростиславом Алексеевым, выдающимся советским конструктором, специализировавшимся на создании судов на подводных крыльях. Работа над этим аппаратом началась в 1962 году в его конструкторском бюро, а в 1966 году КМ был спущен на воду на заводе "Красное Сормово" в Горьком. Чтобы сохранить секретность, его транспортировали в полуразобранном состоянии по Волге и Каспийскому морю в город Каспийск (Дагестанская АССР), где в том же году начались испытания.

Каспийский монстр (КМ), созданный Ростиславом Алексеевым, был самым большим и тяжелым летательным аппаратом своего времени. Его длина составляла 92 метра, размах крыльев – 37,6 метра, а максимальная конструкционная нагрузка достигала 544 тонн. На момент создания аппарата, это был рекордный вес для летательного аппарата, который подымался в воздух. Только в конце 1980-х годов этот рекорд был побит советским самолетом Ан-225. С КМ можно было развивать скорость до 500 км/ч над водной гладью.

Отличный выбор для миссий «коммандос»: идеальное снаряжение для рейдов

Эффект воздушной подушки используется экранопланом для полета, схожий с тем, что создается уплотнением воздушного потока под крылом самолета. Этот тип полета требует низкой высоты и ровной поверхности, какими обладает, например, водная гладь. Такие жесткие ограничения могут быть и преимуществом, и недостатком для летательных аппаратов этого типа. Однако, существует гибридный аппарат - экранолет, который может летать как самолет и экраноплан. При переходе в самолетном режиме аппарат использует максимальную тягу двигателей, а в экранопланном - летит близко к экранирующей поверхности с низким расходом топлива.

После успешных первых тестов "монстра", Советское правительство дало задание КБ Алексеева разработать десантный экранолёт, а в последствии - боевой ракетоносный экраноплан. Названный "Орлёнок", экранолёт начал проходить испытания в 1972 году и в 1979 году был введен в строй Военно-морским флотом СССР. Это было единственное в своем роде серийное боевое транспортное средство. "Орлёнок" имел возможность перевозить до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные гусеничные машины со скоростью до 400 км/ч на расстояние до 1500 км. Он был идеальным для проведения ударных операций "коммандос". Всего было изготовлено пять таких машин, которые были включены в состав 11-й отдельной авиагруппы, подчиненной непосредственно Главному штабу морской авиации.

Непредсказуемая угроза для морского флота

Мощное ракетное вооружение на тяжелом экраноплане могло представлять непредвиденную опасность для противников военно-морского флота. Экраноплан, летая над водой в низком полете всего на нескольких метрах, имел невидимость для радаров. Обнаружить его было возможно только визуально, но к тому моменту уже было поздно принимать какие-либо меры. Подлетев на достаточное расстояние для запуска ракет, экраноплан мог атаковать вражеские корабли и безопасно уйти. Это было обеспечено высокой скоростью аппарата, до 500 км/ч, в десять раз превышающей скорость любого ракетного катера с аналогичными боевыми возможностями.

Первый ракетоносный экраноплан, "Лунь", был заложен в 1983 году в Горьком. В 1986 году начались заводские испытания, а в 1989 году единственный экземпляр был передан Каспийской флотилии ВМФ СССР. "Лунь" был оснащен шестью противокорабельными ракетами класса "Москит" (дальность точного поражения до 90 км) и имел радиус действия 2000 км.

Заключительная стадия программы

Изначально Министерство обороны СССР планировало построить 120 "Орлят" и неизвестное количество "Луней", которое зависело от результатов испытаний. Однако в 1984 году министр обороны маршал Дмитрий Устинов, который поддерживал развитие новых технологий, скончался. После прихода к власти Горбачёва программы были окончательно приостановлены.

Ещё раньше, под странными обстоятельствами, умер главный конструктор Ростислав Алексеев. 14 января 1980 года он погиб в авиакатастрофе во время испытаний экспериментального пассажирского экраноплана. Несмотря на две операции, его не удалось спасти, и 9 февраля инженер скончался. Заметно, что его госпитализировали только 17 января. Причина такой задержки медицинской помощи остается загадкой. Возможно, это было опасное промедление, либо, подобно случаю с Сергеем Королёвым, произошли медицинские ошибки и неудачные операции.

Что ждет экранопланы в будущем?

На данный момент боевых экранопланов не осталось. Россия долгое время не проявляла интереса к разработке таких аппаратов. Однако ещё в 90-х годах США выразили интерес к работам советских конструкторских бюро в этой области и приобрели множество разработок, воспользовавшись тогдашним финансовым кризисом и открытостью России. Вполне возможно, что у экранопланов есть будущее.

Критики экранопланов указывают на отсутствие у них явных преимуществ перед самолетами и кораблями, а также недостатки в обоих аспектах. Действительно, скорость перемещения и грузоподъемность экранопланов ниже, чем у военно-транспортных самолетов, и их радиус действия ограничен. Использование экранопланов возможно только при идеальных условиях, когда морская поверхность почти безволновая, что встречается редко. Максимально допустимая волновая активность для "Орлёнка" составляла 3 балла. Экраноплан не имеет возможности защититься от неожиданно возникшей бури. Эта проблема не характерна для экранолетов, но они становятся легко обнаружимыми на радарах, когда поднимаются в воздух. Кроме того, экранопланы могут быть легко обнаружены со спутников.

Экранопланы имеют недостаточную безопасность во время полета. Эффект экрана, который обеспечивает поддержание полета на низкой высоте, перестает действовать на высоте более 14 метров. Поэтому экранопланы должны лететь на минимально возможной высоте. Легко представить, какая аварийная ситуация может возникнуть при столкновении с волной при скорости 400 км/ч. Такие аварии случались как с экспериментальными, так и с уже серийными экранопланами множество раз. Это вызвало сомнения в их перспективах еще до официального прекращения работ над ними в 80-х годах.