Найти в Дзене
Библио-лаборатория

Золото Рейха, криптовалюта и Алан Тьюринг в романе Нила Стивенсона "Криптономикон" (спойлер: шедевр).

Приветствую!

Нил Стивенсон — это круто. Да простится мне такое лапидарное начало статьи, но я только закончил читать его неподражаемый «Криптономикон», и в голове у меня сейчас роятся исключительно разнообразные хвалебные эпитеты. Совершенно удивительный роман, настолько, что критики в свое время даже растерялись, по какой категории его награждать — вроде бы какой-то фантастический элемент в книге есть, но в целом она куда больше смахивает на исторический приключенческий роман. Хотя… Если… Или нет. Или все-таки… Короче, ничего не понятно.

В итоге «Хьюго» Стивенсон за эту книгу все-таки не получил. Так и хочется сказать — несправедливо, но, учитывая, что лауреатом в 2000 году стал роман Вернора Винжа «Глубина в небе» (несомненно «насквозь» научно-фантастический», в отличие от «Криптономикона»), а среди неудачников-соискателей были Лоис Макмастер Буджолд, Грег Бир и даже Джоан Роулинг (сто проклятий тому, кто решил выдавать «Хьюго» авторам фэнтези), наверное это не так уж страшно, тем более, что «Криптономикон» насобирал кучу других премий и номинаций в самых разеых странах мира.

О чем же роман? Ооо, это в двух словах не расскажешь. И в трех, и в десяти, и даже тысяче слов. «Криптономикон» - удивительное масштабное полотно, сотканное из подлинных фактов и биографий реальный людей (например, Алана Тьюринга, генерала Дугласа Макартура, Германа Геринга и даже молодго Рональда Рейгана), авторского вымысла, авантюрного сюжета и огромного количества сведений о самых неожиданных областях криптографии, истории Второй Мировой войны, зарождении вычислительной техники, программирования (в книге даже есть целиком программа, написанная на языке Perl).

В основе лежит просто суперклассика авантюрного романа — охота за сокровищами (хотя понятно это становится только чуть ли не к середине книги). Люди гибнут за металл… Смертей в романе много, что не удивительно, ведь время действия основной линии повествования — Вторая Мировая. Есть еще и вторая линия, события которой развиваются в конце девяностых годов двадцатого века, кстати, не менее увлекательная, чем основная. Возможно, особо продвинутым в компьютерном плане читателям она может показаться несколько устаревшей в техническом плане (все-таки написана была почти четверть века назад), но, по-моему это совершенно несущественно. Динамика сюжета, великолепные персонажи, сочный язык (мое почтение переводчице, Екатерине Доброхотовой-Майковой, глубокое погружение в материал — что еще нужно для прекрасной книги?

Кстати, о персонажах. Их огромное количество, разной степени важности с точки зрения сюжета, и разного уровня привлекательности, от совершенно отвратительных (а временами и сумасшедших), то невыразимо очаровательных. Причем в последней категории с моей точки зрения лидирует единственный и непревзойденный сержант морской пехоты Бобби Шафто. Сержант просто великолепен буквально с первых моментов своего появления на страницах романа и до последних. Хотя появляющийся эпизодически генерал Макартур тоже прекрасен (впрочем, сомневаюсь, что реальный Макартур мог сравниться с довольно мифическим генералом из романа).

Ах да, о персонажах. Есть еще один, стоящий как бы над романом. Те, кто читал «Барочный цикл» Сивенсона, серию книг, в которых описывается, помимо прочего, история создания «Криптономикона», в честь которого назван роман — великой библии криптографов, наверняка улыбнулись, снова встретив Еноха Роота, эдакого Агасфера, или, точнее графа Сен Симона, только посвятившего себя не мистической белиберде, а защите и распространению Знания — именно так, с большой буквы.

-2

Ну и напоследок, не могу не отметить, с какой невероятной точностью Стивенсон пишет о создании криптовалют (до которых на момент написания романа оставалось еще больше десяти лет). Правда, в качестве «затравки» для первой криптовалюты в книге герои все-таки предполагали использовать золото, но оно им было нужно скорее как символ. Однако Стивенсон очень подробно описывает самые разные аспекты, которые подтвердились на практике, включая то, что подлинная независимая криптовалюта станет кошмарным сном всех правительств мира, причем чем больше эти правительства склонны к диктатуре, тем страшнее для них деньги, которые невозможно отследить.

В итоге… Странно, конечно, читать цикл книг с конца, но я уже начал перечитывать «Барочный цикл», так что через какое-то время ждите на канале статью и о нем. Впрочем, могу успокоить тех кто его не читал: «Криптономикон» вполне можно читать и как совершенно отдельное независимое произведение, так что если вам больше по душе век двадцатый (действие «Барочного цикла» начинается в семнадцатом веке), можете обойтись и без предыстории. Хотя настоятельно ее рекомендую.

Вот, пожалуй, и весь панегирик, который я могу составить, не пытаясь пересказывать содержание романа (что у меня все равно не полчилось бы), но впереди будут еще и статьи о «Барочном цикле», а также другом произведении, чем-то схожем с этими книгами, а именно романе «Машина различий» (или, точнее «Разностная машина») написанной в соавторстве Уильямом Гибсоном и Брюсом Стерлингом (мммм, что за дуэт!!!). Так что оставайтесь на канале — будет интересно!