Найти в Дзене

«Эдит Пиаф» в воспоминаниях Симоны Берто

Об Эдит Пиаф, с ранних юношеских лет до последних дней, рассказывает Симона Берто (29.05.1916 – 30.05.1975), сводная сестра великой французской певицы. В память о тебе, моя Эдит, написала я эту книгу; здесь все честно, откровенно, здесь и смех твой и твои слезы. Читая книгу, понимаешь, что Эдит Пиаф родилась в таких условиях жизни, которые никаким образом не способствовали ее мировой славе. Наоборот все было против ребенка. Мать бросила, отец вел такой образ жизни, что младенец не мог оставаться с отцом. И, буквально, с первых месяцев девочка оказалась в публичном доме, которым руководила ее бабушка. Ребенка не обижали, но никто не обратил внимания, что у девочки катаракта и она ослепла. Спустя пару лет бабушка организовала паломничество всем «домом» к святой Терезе и случилось чудо - внучка прозрела. Эдит Пиаф всю жизнь потом чтила святую Терезу. Я всегда считала, что этот период жизни во мраке дал мне способность чувствовать не так, как другие люди. Много позднее
фото из открытых источников
фото из открытых источников

Об Эдит Пиаф, с ранних юношеских лет до последних дней, рассказывает Симона Берто (29.05.1916 – 30.05.1975), сводная сестра великой французской певицы.

В память о тебе, моя Эдит, написала я эту книгу; здесь все честно, откровенно, здесь и смех твой и твои слезы.

Читая книгу, понимаешь, что Эдит Пиаф родилась в таких условиях жизни, которые никаким образом не способствовали ее мировой славе. Наоборот все было против ребенка. Мать бросила, отец вел такой образ жизни, что младенец не мог оставаться с отцом. И, буквально, с первых месяцев девочка оказалась в публичном доме, которым руководила ее бабушка. Ребенка не обижали, но никто не обратил внимания, что у девочки катаракта и она ослепла. Спустя пару лет бабушка организовала паломничество всем «домом» к святой Терезе и случилось чудо - внучка прозрела. Эдит Пиаф всю жизнь потом чтила святую Терезу.

Я всегда считала, что этот период жизни во мраке дал мне способность чувствовать не так, как другие люди. Много позднее, когда мне хотелось как следует понять, услышать, «увидеть» песню, я закрывала глаза.

Позже Эдит вернулась к отцу, Луи Гассиону, уличному акробату и стала помогать ему, развлекая прохожих.

Симона и Эдит встретились, когда Эдит было уже пятнадцать лет, она считала себя взрослой и самостоятельной и позвала с собой сестру, мать которой была только рада избавиться от лишнего рта.

«Я, Эдит Джованна Гассион, родившаяся 19 декабря 1915 года в Париже, проживающая в доме номер 105 по улице Орфила, актриса по профессии, заявляю, что нанимаю на работу Симону Берто на неограниченный срок, обеспечиваю ее жильем и питанием и плачу 15 франков в день. Составлено в Париже… в 1931 году».

Эдит пела, а Симона собирала заработок в шапку. Они изучили, чаще всего босыми ногами, беднейшие кварталы Парижа, где хозяйничали сутенеры и воры, которым девчонки платили дань за возможность петь. Заработав на утренний кофе, шли дальше. Ночи проводили в кабачках. Симона чудом избегала органов опеки, так как была моложе 15-летней Эдит на два года. Они были свободны как птицы, утром не знали, что ожидает их в течение дня. Заработав денег, тут же все тратили, никогда не откладывая на «черный» день. Такое поведение будет характерно для Эдит Пиаф всю ее жизнь.

Эдит и Симона, фото из открытых источников
Эдит и Симона, фото из открытых источников

Симона Берто вспоминает, что Эдит очень любила петь и всегда училась своему ремеслу, например, слушая любимую певицу Мари Дюба: «Мамона, я учусь», - говорила Эдит. Но при этом, она не знала, ни одного нотного знака и не имела понятия о тональности, но обладала абсолютным музыкальным слухом, музыкальной памятью и очень хорошо чувствовала настроение зрителей.

«Не беспокойся,— говорила она, обняв меня за плечи.— Придет время, мы выберемся из этой грязи».

И вот однажды во время очередного пения на улице, перед юной певицей остановился незнакомец:

Это был очень элегантный господин — не наш жанр,— седеющий блондин, изысканно одетый. И вот этот слишком ухоженный господин в перчатках не сводил глаз с Эдит. Он так на нее смотрел, что я подумала: «Как только она перестанет петь, он сделает ей предложение. Так одет, что хоть сейчас под венец. Даже в перчатках».

Незнакомец оказался хозяином ночного клуба и это был именно тот волшебный случай, который переменил всю жизнь Эдит Пиаф. Луи Лепле был опытный администратор и понимал, что будет в выигрыше в любом случае: если девушка понравится публике - прекрасно, а если нет - всегда можно все превратить в шутку.

Эдит Пиаф, фото из открытых источников
Эдит Пиаф, фото из открытых источников

«Папаша» Лепле придумает для Эдит псевдоним Пиаф, что на жаргоне означает «воробышек», одобрит черное платье и посоветует жест - руки, прижатые к телу.

Уже первый куплет решил все. Эдит держала зал. Разговоры смолкли. Песня кончилась, никто не шевельнулся. Ни аплодисментов, ни шепота, ничего — тишина…
Публика была поражена, потрясена. Люди были сражены этой девчонкой, которая пела им о нищете, пела о правде. И слова, говорили об этом слабее, чем голос.
Это был самый трудный момент за всю ее карьеру, но до самой смерти она считала его самым прекрасным. Она опьянела от счастья.

Но не скоро сказка сказывается, и после первого успеха случилась беда. Луи Лепле находят убитым, Эдит допрашивают и подозревают в соучастии, из-за ее уличных знакомств. В газетах постоянно пишут : «Певица кабаре, замешанная в деле Лепле». Не об этом мечтала молоденькая певица, только-только нашедшая дорогу к настоящей сцене…

фото из открытых источников
фото из открытых источников

Но впереди была еще целая жизнь: война и оккупация Парижа немцами, новые песни, новые знакомства, первый концерт в зале «Олимпия», гастроли в США, дружба с великими и знаменитыми и конечно, любовь…

В комнате Эдит Пиаф, на комоде стоял вырезанный из дерева лист «Любовь все побеждает!».

Писатель и историк Жан Буржа посвятит ей стихи:

Жизнь твоя была трудна…

Ладно, не плачь.

Твой друг здесь.

Жизнь тебя ранила,

Куколка.

Ладно, иди ко мне…

Я с тобой.

Жизнь, эта дрянь и потаскуха,

Сделала тебя несчастной.

Ладно, утешься…

Я разделяю твое страдание.

Первый раз я читала эту книгу много лет назад, а недавно перечитала и просто не могла оторваться. В воспоминаниях помимо личности Эдит Пиаф, можно увидеть жизнь Франции с 30-х до 60-х годов XX века, как менялась эпоха, люди. На страницах книги рассказывается о тех, кто встретился на пути Эдит и Мамоны в голодной юности: солдаты и полицейские, хозяева дешевых отелей и ночных кабачков, работницы фабрики, простые рабочие и уголовники, позже Эдит Пиаф познакомится и подружится с музыкантами, писателями, актерами,кинорежиссерами: Морисом Шевалье, Жаном Кокто, Марлен Дитрих и многими –многими другими знаменитыми личностями первой половины XX века.

Что-то нельзя читать без смеха, а где-то и всплакнуть захочется. Удивительная жизнь и судьба, не гламурная, не звездная, а очень трудная и трагичная. Это тот случай, когда можно процитировать святых отцов: « дай кровь и прими Дух». Каждая песня, которую пела Эдит Пиаф: «Аккордеонист», «Мой легионер», «Жизнь в розовом свете» и многие другие были выстраданы. Она не спела не одной пустой строчки. Очень серьезно относилась к каждому слову и была очень благодарна и радовалась, когда песня отвечала ее внутреннему чувству. Можно еще много говорить, но лучше прочитать эту книгу и потом совсем по-другому будут звучать песни Эдит Пиаф.

Рекомендую! Интересное чтение. Сюда бы, конечно очень подошла песня Эдит Пиаф, но я не умею видео ставить.

фото из эл.издания книги
фото из эл.издания книги

Кстати, удачно получилось, что я прочитала эту книгу и попала на марафон "Судьба человека" на канале "Ветер в книгах", как раз посвященному биографиям и автобиографиям.

А вы читали эту книгу? Или другие об Эдит Пиаф?