Часть 1
Часть 2
А вот для того, чтобы слёзы проливать начали уже «паприродные» любители «услужливых самочек, которые подстраиваются под наиболее сильного видного самца», рассмотрим возможные формы брака в раннеродовой общине. Благо их всего две!
По одной версии, исходным является групповой, так называемый дуальный, брак. Суть его заключается в следующем: в пределах одного племени существовали две или более экзогамных группы, которые поставляли друг другу супругов. Иными словами, женщины одной группы потенциально считались женами мужчин из другой группы и наоборот. Получалось, что это не мужчина женился на женщине, а группа вступала в брак с группой! Может ли в этом случае мужчина проявлять насилие по отношению к своей жене и требовать от неё полной покорности? Вряд ли, поскольку оскорбление женщины в этом случае приравнивалось бы к оскорблению всей дуальной группы! Которая могла бы навставлять обидчику симметричный или не очень симметричный ответ...
А когда речь заходит о другой форме брака в раннеродовой общине, то сразу становится понятно, что источником так необходимой экзогамии были самцы. Что представляется абсолютно логичным: дойти до соседней стоянки было проще более физически сильным мужчинам-охотникам, чем женщинам-собирательницам. Хотя некоторые знатоки-«паприродники» утверждают, что именно «лишних» женщин выгоняли искать себе «мужей» по всем окрестным околоткам! Вопросом о том, что бы им было делать за десятки тысяч километров от родного дома, они, разумеется, не задаются... В то время, как группы мужчин-охотников в погоне за дичью как раз вынуждены были покрывать огромные расстояния, и им не всегда было возможно просто так вернуться к родному очагу с добычей. Так и сформировалась весьма удобная практика "кочующих мужей" и "осёдлых жён". Которая подразумевает, что группы охотников могли присоединиться к любой оседлой общине жён, выхаживающих детей от подобных коллективных браков. Присоединиться как временный элемент, разумеется, в то время как существовал «постоянный элемент» - мужская часть данной первобытной стоянки, которая в тот момент находилась в другой оседлой общине жён.
Таким образом, самостоятельное существование женщин с детьми, а также престарелых членов общины, а также самой общины, действительно было немыслимо без участия мужчин-воинов, мужчин-охотников... Вот только эти мужчины были братьями и дядями не только женщин своей родной общины, но и их детей! Поэтому у женщин совершенно отсутствовала необходимость завлекать мужчину со стороны в моногамный брак на постоянной основе и удерживать его там из последних сил, ублажая его и подстраиваясь под него же. Силы она тратила на куда как более полезные вещи, такие как общее хозяйство, уход и воспитание детей (не только своих), и личное благополучие и выживание. Последнее зависело не в последнюю очередь от взаимоотношений с соплеменницами, с которыми она никогда бы не вступила в конфликт конкуренции из-за какого-то пришлого самца независимо от его степени привлекательности. Ведь каким бы вождём или воином он ни был, мужчина уйдёт, а соплеменницы останутся, да и основную часть мясной добычи она так или иначе получит от мужчин-родственников. Пришлые мужчины могли лишь угостить, но уж никак не добывать на постоянной основе...
Вообще, суммируя все сведения первобытные самочки представляются уж никак не забитыми и покорными существами, а скорее очень умненькими и при этом достаточно конформными особами в духе «а что люди подумают..?».
Возникновение речи - «опорный пункт №4» эволюции
Прошли сотни тысяч лет. На смену архантропам, о которых уже шла речь, пришли палеоантропы («древние люди») - гейдельбергский человек (Homo heidelbergensis, ранние палеоантропы), и неандертальский человек (Homo neanderthalensis) – «классические» неандертальцы. Их облик был приближен к облику современного человека; головной мозг также практически достиг «современных» размеров. Первобытные люди продолжили расселение по холодным странам Европы и Азии. Их останки в разных странах датируются от 600 до 30 тыс. лет назад. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России. Принято считать, что попытка выжить в суровом климате потребовала от людей специализации и дальнейшего разделения труда, и это сформировало потребность в звуковой речи - «опорный пункт №4» эволюции, и произошло это примерно 100 тыс. лет назад. У людей появилась возможность давать более точные указания на явления и предметы, и, общаясь друг с другом, они использовали не только жесты, но и звуковые обозначения.
Менялось многое, но формы брака и общий уклад жизни в родоплеменной общине - оставались неизменными! Нет, конечно, и здесь не обошлось без экспериментов и возврата к старому. Например, пресловутым неандертальским мужчинам, вероятно, было несколько лень преодолевать длинные дистанции для поиска «невест»... Ученые университета Макса Планка проанализировали останки двух представителей. Их разделяло 6 тыс километров и 70 тыс лет. Несмотря на это, геномы образцов содержали меньше отличий, чем геномы двух разных людей. Из этого и был сделан вывод, что неандертальцы жили небольшими группами, где между собой вступали в с-ные связи. И, вероятно, именно более слабое потомство от близкородственных скрещиваний помешало неандертальцам, пережившим, между прочим, суровый ледниковый период, переадаптироваться к потеплению в связи с их таяниям. Есть другие версии, почему неандертальцы попали в столь плачевное состояние, но 35-40 тысяч лет назад они полностью исчезли с лица Земли, будучи вытесненными кроманьонцами-неоантропами («новые люди»).
Начался мезолит – средний каменный век (с 15 - 17 тыс. лет назад). Окончательно отступили ледники. «Человеку разумному» (Homo sapiens) пришлось адаптироваться к серьезным климатическим изменениям. Вымирание холодолюбивых животных заставляло охотников переключиться на более мелких подвижных зверей. Это заставило охотников наряду с копьями использовать более эффективные и точные лук и стрелы. Была приручена собака... Формы брака и общий жизненный уклад по-прежнему не претерпевали существенных изменений!
Пока не начался неолит и «Великая неолитическая революция»...