Когда венгерские магнаты пошли по пути Польши, приглашая на престол иноземных королей, страна сделалась добычей других держав. Пришли турки-османы.
В 1514 году нежелание жить под османским игом вылилось в так называемое восстание «куруцев», то есть крестоносцев. Римский папа в 1513 году объявил крестовый поход против Османской империи. Призыв этот получил массовый отклик. Огромные массы венгерских крестьян отправились на сборные пункты. Нечто подобное было в нашей стране ближе к концу Крымской войны. Русские крестьяне шли записываться добровольцами в резервную гребную флотилию (морское ополчение), чтобы изгнать врага с нашей земли. Причем в числе значительно превышавших потребности военного ведомства.
Венгерские магнаты прекрасно понимали, что подобный крестовый поход обречен. А мелкие помещики были недовольны падением доходов вследствие ухода крепостных. Но господствующий класс Венгрии, проявив политическую близорукость, основанную на жадности и страхе перед новой войной с турками, выбрал самый худший вариант. Они начали силой разгонять крестоносцев, а те, разумеется, оказали сопротивление. Венгерские профессиональные военные и восставшие крестьяне убивали друг друга. Восстание «куруцев», конечно, было подавлено, но выиграли лишь османы.
В 1526 году в битве при Мохаче турецкая армия нанесла поражение венгерской и часть страны попала под власть Османской империи.
Северо-запад подчинили себе Габсбурги. Часть подконтрольной султанам территории находилась под непосредственным турецким управлением, часть входила в вассальное Трансильванское государство. Части мадьярской знати, на чьи земли еще не пришли войска Блистательной Порты, пришлось признать власть Габсбургов, императоров Священной Римской империи Германской нации. За несколько десятилетий до того венгерская знать заставила короля отказаться от налога на содержание наемников. От обязательной военной службы благородное сословие, заседавшее в Государственном Собрании Венгрии, также себя освободило.
Однако народное сопротивление не прекращалось. Существовал аналог казачества – гайдуки. Были и военные поселенцы, составлявшие гарнизоны крепостей на османской границе. Дух вольных кочевников, унаследованный от предков, давал о себе знать. Мадьяры не превратились в подобие принявших веру и обычаи завоевателей албанцев или в онемечившихся аборигенов. Также и наших предков, возможно, борьба с грабительскими набегами степняков спасла от превращения в сытых послушных любому хозяину обывателей.
Великая степь в центре Европы
Элита Габсбургской империи боялась и ненавидела своих же мадьярских подданных. Вена пыталась присоединить земли, находящиеся под контролем турок, но когда те вторгались в австрийскую часть Венгрии, то Габсбурги нередко бросали своих венгерских подданных (налогоплательщиков) на произвол судьбы. Собрав большие армии, они держали их на границе своих собственно австрийских владений. Хотя наемникам все равно уже было заплачено. Мадьяры же были вынуждены отбиваться самостоятельно. Нет, конечно, крепости на границе, которая постоянно превращалась в театр боевых действий, они строили, оружием снабжали, деньги выделяли, чтобы не потерять всю венгерскую территорию. Вам это ничего не напоминает? Из современности?
Однако Османская империя приходила в упадок вследствие побед русских войск над турками в череде войн, технического отставания и борьбы подвластных султану народов за независимость.
Хотя держава Габсбургов часто терпела поражения, но и она в XVII–XVIII веках отвоевывала территории у слабеющей Турции. Однако немецкая династия продолжала опасаться мадьяр, воспринимая их как нечто чужеродное и опасное, и ставила себе цель ассимилировать их. Габсбурги не объединили Венгрию, продолжая поддерживать административно обособленное существование Трансильвании. Они привлекали в страну немецких колонистов, пытаясь онемечить мадьяр, как, впрочем, и остальные народы своей многонациональной державы. Пытались также подавить там протестантизм, который исповедовала значительная часть венгров.
И в 1697 году восстали венгерские крестьяне. Через шесть лет к инсургентам присоединился и возглавил освободительную войну князь Трансильвании Ференц II Ракоци – национальный герой Венгрии, род которого давно вел борьбу с Габсбургами. И мадьяры, и австрийцы опирались на другие европейские державы. Ракоци, в числе прочего, в 1707 году заключил союз с Петром I. Наш правитель предложил ему добиваться польской короны, обещая помощь деньгами и войсками. Целью Петра было не допустить, чтобы Карл XII посадил там своего ставленника и использовал ресурсы Польши в войне против России. И позиции Ракоци усиливались. Намечался равноправный союз России с новым независимым государством. Однако шведский король раньше овладел Польшей и вторгся на территории Украины, и стороны при всем желании уже не могли помочь друг другу. Мадьяры проиграли, но не в силу своей слабости. Ракоци предал его же полководец, подписавший изменнический мир с Габсбургами. Но, борясь за свободу, венгры показали свою силу, заставив Вену дать амнистию и считаться с ними. Но пока Габсбурги были сравнительно сильны, мадьярам приходилось ждать удобного случая.
Революционный взрыв 1848 года, охвативший Европу, всколыхнул и Венгрию. Революционное правительство одерживало победы, его войска могли взять Вену.
Крах «лоскутной империи» казался неминуем. Спасти ее и вернуть мадьяр под власть габсбургского деспотизма просил не только австрийский император, но и министр иностранных дел «свободолюбивой» Англии Пальмерстон, обожающей демократию и никак не любящую авторитарные режимы. И Николай I совершил то, что, по словам Талейрана, больше чем преступление. Он совершил ошибку. Великий циник и великий французский дипломат в данном случае был прав: ошибки обычно обходятся дороже, простота хуже воровства.
Русский царь, конечно, не был наивным борцом за права иноземных монархов. Он мыслил в категориях реальной политики. Новому союзнику – свободной Венгрии – он предпочел дряхлую монархию Габсбургов, слабую, но способную сдерживать объединение Германии.
Но за ошибки пришлось заплатить. Бисмарк все равно всего через два десятилетия создал Германскую империю, а австрийский монарх во время Крымской войны занимал враждебную нам позицию, вынуждая держать войска на границе с его владениями.
Но и Австрийскую империю ждала расплата. Англия с Францией ничего не дали ей на Балканах за предательство России. После ухудшения отношений с нашей страной угнетать венгров стало слишком опасно. И Вена пошла на большие уступки. Пришлось отдать мадьярам существенную часть власти, была создана дуалистическая Австро-Венгерская монархия.
После Первой мировой войны империя Габсбургов рухнула, и Венгрия наконец стала независимой. Новая республика вела переговоры с державами-победительницами, но те потребовали от Венгрии отдать треть территории, где проживала половина населения. И мадьяры показали свою национальную гордость и то, чем они готовы пожертвовать ради своей страны. Опереться можно было только на Советскую Россию, которая в 1919 году вела войну с белыми и иностранными интервентами. Президент граф Михай Каройи отдал власть правительству, составленному из социалистических партий. Коммунист Бела Кун попал в министерское кресло прямо из тюрьмы. Однако Советская Россия сама находилась в тяжелом положении и РККА не смогла пробиться на помощь венграм. А социалисты в правительстве поддались на уловки другой стороны. Им был предложен вариант «похабного мира» (отвести войска из Словакии), на который те согласились. В Венгрии шла патриотическая война за родную землю, а не антивоенная революция, как в России в феврале 1917 года. И зачем такое правительство было нужно венграм, взявшимся за оружие, чтобы отстоять целостность своей страны?
Автор: Александр Листвянский Источник: Газета «Танкоград», г. Челябинск, главный редактор Сергей Алабжин
Книга "Купола Кремля" здесь Книга "Три власти" здесь и здесь Книга "Встреча с жизнью" здесь
Р.S. Берлиоз, Экер, Ференц Лист посвящали Ференцу II Ракоци свою музыку. На видео: Гектор Берлиоз "Ракоци-марш". Дирижер Евгений Светланов (1985).