Найти тему

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева...

Образ Богоматери в русских персональных иконах

Почитание Пресвятой Богородицы на Руси установилось с первых дней по крещении. Во имя Ее возводились храмы. Как величайшую драгоценность везли иконы из Византии, и прибытие благодатных образов отмечалось в летописях.

Храм Успения Богоматери во Владимире. 1158-1189 гг.
Храм Успения Богоматери во Владимире. 1158-1189 гг.

Десятую долю своего дохода киевский князь отдавал на содержание Десятинного храма, возведенного во имя Богородицы, и был тот храм изукрашен превыше всех иных в христианском Киеве. Все русские великие князья особо почитали храм Успения Богоматери во Владимире, где фактически находилась митрополия, затем перешедшая в Москву. Все русские цари, начиная с первого самодержца – Иоанна Васильевича Грозного и до последнего – страстотерпца Николая II, – венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля.

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле. 1475-1479 гг.
Собор Успения Пресвятой Богородицы в Московском Кремле. 1475-1479 гг.

Не случайно с давней поры Русь именуют Домом Пресвятой Богородицы.

Изначально смиренно Русь прибегала под покров Пречистой посредницы, моля Ее заступиться за православный народ перед Небесным Судиею. Подарив русичам Свои благодатные образы, Матерь Божия простерла над ними Свой чудный многоцветный и благоуханный покров.

Сотни и тысячи чудотворных икон явила Богоматерь на Русской земле, и большая их часть – это образы Самой Небесной Владычицы.

Изводов и вариантов иконографических типов образа Матери Божией, освященных каноном, насчитывается несколько сотен. Еще никто не подсчитал их так, чтобы мы могли назвать точное число. Однако все они восходят к нескольким изначальным первообразцам. Они не сохранились, но представлены в списках, оригиналы которых предание связывает с апостолом Лукою. Эти иконы и положили начало основным иконографическим типам образа Богоматери.

Ярославская Оранта. XI—XIII век. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Ярославская Оранта. XI—XIII век. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Оранта – Молящая, взывая к новообращенной стране в первые века после того, как христианство стало государственной религией Руси, обещала защиту и спокойствие, устанавливала связь между дольним и горним миром.

Владимирская икона Божией Матери. Первая треть XII века. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Владимирская икона Божией Матери. Первая треть XII века. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь Умиление, смягчая жестокие сердца, облегчая муку страждущих, исцеляя болящих, помогала в битвах с врагами.

Одигитрия — Богоматерь Путеводительница. Дионисий. 1482. Государственная Третьяковская галерея, Москва
Одигитрия — Богоматерь Путеводительница. Дионисий. 1482. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Богоматерь Одигитрия – Путеводительница, указывая путь, не давала сбиться с дороги.

Эти основные иконографические типы образа Богоматери пришли на Русь уже в домонгольский период. За столетия появилось огромное количество их вариантов – изводов, а также икон сложных иконографических типов, среди которых исследователи выделяют символические композиции, включающие ветхозаветные прообразы Приснодевы.

Богоматерь в рост изображается достаточно редко, хотя издревле существует два иконографических типа молящейся Матери Божией в полный рост: вполоборота – в композиции деисуса и Оранта. Столь же нечасто можно встретить торжественный тронный или, напротив, моленный оглавный или оплечный образ Приснодевы. В большинстве случаев и храмовые, и домашние моленные образа являют молящемуся поясной образ Богоматери, приближенный к молящемуся, но удерживающий его на дистанции общения.

Обширная иконография и огромное число сохранившихся памятников дают возможность выделить наиболее устойчивые изводы, обычно именуемые по наиболее раннему образу, выступающему в качестве протооригинала – варианта одного из названных иконографических типов.

Нонна Яковлева

Из книги "Русское иконописание. Благодатный образ на Руси и в России"