Найти тему
Любовь Стариченко

Любовь Стариченко. МОИ ПЕРВЫЕ ТВОРЧЕСКИЕ ИСПЫТАНИЯ (рассказ из автобиографической повести «МОИ ТЕРНИСТЫЕ СТУПЕНЬКИ В МУЗЫКЕ»)

В сентябре 1992 года я начала учиться сразу во втором классе музыкального лицея (первых классов тогда в этом учебном заведении почему-то не было).

По рекомендации Алисы Анатольевны Иоффе меня взяла к себе в класс специального фортепиано Ариадна Николаевна Гужаловская, прекрасный грамотный и очень строгий педагог. А по сольфеджио я продолжала учиться

у Светланы Семеновны Братухиной.

Мы с папой были безмерно горды и счастливы: ведь я теперь была полноправной ученицей лучшего в нашей республике среднего специального учебного музыкального заведения, учиться в котором я так страстно мечтала!

Я окончила второй класс на «отлично».

Однако 1 сентября 1993 года, когда я, третьеклассница, пришла на занятия

в музыкальный лицей, оказалось, что мой педагог по фортепиано Ариадна Николаевна, оформив свои пенсионные документы, отказалась от уже лишних, неоплачиваемых, учеников: от меня и ещё от одного мальчика. И меня и его для продолжения наших занятий по специальному фортепиано она передала своей подруге-коллеге.

Так я оказалась уже у четвертого по счету педагога по фортепиано.

Быть и чувствовать себя чужой в классе — это тяжёлое испытание

для любого юного дарования. Мне нужно было доказывать теперь уже моему новому педагогу свою состоятельность, свою талантливость. Ведь каждый ребёнок жаждет нравиться людям, с которыми он вынужден общаться, нуждается в том, чтобы они его любили.

Я, конечно же, в том числе и по этой причине, старалась учиться как можно прилежней.

Мы вместе с папой приезжали на каждый урок по фортепиано к моей новой учительнице. Он записывал в особую тетрадь все её замечания, указания, требования, которые мы потом дома неукоснительно выполняли.

Все задаваемые произведения по фортепиано я выучивала к следующему уроку непременно на память.

Я регулярно участвовала в концертах и внутрилицейских конкурсах, которые устраивались фортепианным отделением нашего музыкального лицея.

На одном из таких конкурсов я даже заняла Второе место («Первое место» никому не было присуждено).

Особенно мне нравилось выступать в концертах, которые организовывал

и проводил в Большом зале Белорусской государственной филармонии Ведущий музыковед филармонии Анатолий Давыдович Порецкий.

Это был очень добрый и талантливый человек, искренне любящий нас, лицеистов. Благодаря ему, благодаря этим концертам я научилась безбоязненно, раскрепощённо выступать на сцене перед публикой.

В одном таком концерте, посвящённом жизни и творчеству Вольфганга Амадея Моцарта, мы выступали с папой вместе, — мы исполняли в четыре руки на рояле первую часть Симфонии № 40 Моцарта. Папа очень волновался — это был его творческий дебют: он впервые в своей жизни выступал как артист в Большом зале Белорусской государственной филармонии!

Мы сыграли старательно и с воодушевлением это прекраснейшее произведение Моцарта, которое очень нравилось моему папе, и заслужили поощрительные аплодисменты публики.

Надо сказать, что мой папа вовсе не из стремления сделать себе артистическую карьеру пианиста принялся совершенствоваться в игре

на фортепиано. Просто он понял, что благодаря этому его пианистическому самообразованию он будет лучше понимать технические трудности тех или иных мест разучиваемых мною произведений и сможет эффективнее помогать мне с ними справиться.

Примерно в это же время мы с папой придумали оригинальную музыкальную сказку, где специально подобранные нами шестнадцать популярнейших фортепианных произведений предопределили соответствующую логику построения сюжета данного сочинения.

Эту сказку мы назвали «ВОЛШЕБНАЯ МУЗЫКА».

По нашему мнению, она могла бы оказаться весьма интересной и полезной детям, активно прививать им любовь к шедеврам классической музыки. Поэтому мы вскоре преобразовали её в одноактную пьесу, которую позже направили в разные театры юного зрителя Беларуси и России. Но, к сожалению, она нигде не была принята к постановке, и мы не получили никакого ответа

из этих театров.

Помимо многих прекраснейших классических пьес, с которыми я солировала как пианистка в роли Феи Музыки, в эту музыкальную сказку были включены для нашего с папой исполнения в 4 руки на фортепиано такие популярнейшие произведения, как «Марш Черномора» Глинки, Вальс из балета Чайковского «Спящая красавица», «Персидский марш» Штрауса, «Свадебный марш» Мендельсона и другие.

С этой музыкальной сказкой мы часто и охотно выступали в те годы перед самыми юными слушателями Детских садов и средних общеобразовательных школ города Минска.

Мне нравилось чувствовать себя настоящей артисткой, талант которой радовал и восхищал публику. В этом было, наверное, моё детское творческое счастье и вдохновение.

Продолжение следует.