Найти тему
Галерея "Artinvia"

Социальная история. Эффектные красавицы в роскошных интерьерах

Иллюстрация фрагмент картины «Нана» живописца-портретиста, академика Императорской Академии художеств, М. Г. Сухоровского, 1881
Иллюстрация фрагмент картины «Нана» живописца-портретиста, академика Императорской Академии художеств, М. Г. Сухоровского, 1881

При анализе живописного произведения важно не только уметь расшифровывать запутанные аллегории, представлять себе исторический контекст создания работы, знать, из какой среды вышел художник, кто был его учителями, где и какое он получил образование, но и учитывать, кто выступал его заказчиком, патроном, какую нишу живописец занимал на художественном рынке, чьи вкусы стремился удовлетворить. Художник не всегда гордый, одинокий, независимый творец – он точно так же, как и покупатели, галереи, арт-дилеры, является агентом на арт-рынке. Живописец тоже выполняет заказ – будь то заказ частный, государственный, церковный – или рассчитывает продать свою работу, начатую по собственной инициативе, монарху, музею, частному лицу.

Исследователи, которые прибегают к методу социальной истории искусства, располагают поистине богатым материалом: они анализируют переписку художников с заказчиками, в которой обсуждались бы детали заказа, его стоимость, возможно, даже взаимные претензии; изучают документы по оплате произведений, чеки; знакомятся с газетными заметками, которые освещали бы стоимость входных билетов на художественные выставки и статистику по количеству посетивших их зрителей – эта информация свидетельствовала бы о популярности или, наоборот, невостребованности выставки, а значит, и творчества художника. И иногда такие документы обнаруживают удивительные подробности. Например, те картины, которые сегодня пылятся в запасниках или их след вообще потерян в песках времени, в прошлом гремели на весь мир.

Так, мало кто сегодня знает о таком художнике, как Марцелий Сухоровский, а тем временем в 1880-е гг. он пользовался невероятным успехом не только в России, но и за рубежом. Уроженец Австро-Венгрии и выпускник Петербургской Академии художеств, он чрезвычайно натуралистично писал эффектных красавиц в роскошных интерьерах.

Иллюстрация фрагмент картины художника Марцелия Гавриловича Сухоровского «Марица», 1886
Иллюстрация фрагмент картины художника Марцелия Гавриловича Сухоровского «Марица», 1886

Демонстрируя свои работы, он оформлял выставочное помещение как будуар, использовал особое «огненное» освещение холста, размывал грань между картинной действительностью и реальностью с помощью, например, брошенных рядом с полотном атласных туфель. Но особенно он прославился своей картиной «Нана», которая ныне, как и ее автор, неизвестна не только широкой публике, но и, пожалуй, многим специалистам. Картина изображает молодую обнаженную девушку на кушетке и вдохновлена героиней одноименного романа Эмиля Золя. Задолго до Хельмута Ньютона Сухоровский реализовывал его знаменитый принцип sex sells, «секс продается». Неслучайно многие критики-современники – «педанты», как писала потом газета «Нива» – называли Марцелия Сухоровского «порнографом». Религиозные деятели писали гневные статьи, возмущаясь эффектом, который «Нана» производила на зрителей: некоторые из ценителей прекрасного, по их собственному признанию, прямо с выставки бежали в «один из известных домов на Цветном бульваре».

Несмотря на то что сегодня картина почти забыта, в свое время она пользовалась бешеной популярностью – например, в газете «Русский курьер» писали о том, что на сольной выставке в Петербурге, на которой демонстрировалась одна лишь «Нана», в течение менее полутора месяцев побывало более 25 тысяч человек – это колоссальный успех! При этом чтобы посмотреть на картину в Москве, нужно было заплатить 50 копеек – цена очень высокая, учитывая, что зрителю было представлено одно-единственное произведение. Неудивительно, что художник устраивал многочисленные выставки одной картины в разных локациях, гастролировал с ней по миру, и в итоге полотно приобрел английский промышленник за 100 тысяч франков, а работу называют самой дорогой русской картиной.

Возможно, с художественной точки зрения «Нана», несмотря на всю тщательность отделки и фотографичность, не отличается новаторством или наполненностью самой живописи, но как феномен на арт-рынке она, несомненно, заслуживает внимания исследователей. Искусствоведы не только анализируют форму, пишут, о том, как хорош жирный мазок у Машкова или как точен рисунок Энгра, но и занимаются более приземленными сюжетами, считают чужие деньги – художников, заказчиков и зрителей, – прикидывают выгодность художественного предприятия. И от этого меньше искусствоведами они не становятся.

Статьи об искусстве. Художественная галерея artinvia.com

Понравилась статья? Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы.