Найти в Дзене
История за минуту

Расцвет Киевской Руси. Принятие христианства.

Расцвет Киевской Руси связан с деятельностью князя Владимира (980-1015 гг.), основного героя былинного эпоса. Владимир подчинил своей власти крайние западные земли восточных славян - дулебов и хорватов (в Прикарпатье), ятвягов (на западе) и вятичей (на северо-востоке). При Владимире Киевская Русь достигла максимальных размеров. Хотя главную массу населения и составляли восточные славяне, но на этой же территории жили и отдельные балтийские (ятвяги) и финно-угорские (меря, мурома, чудь) племена. Обширность территории и невысокая плотность населения обусловили мирный характер взаимоотношений славянского и неславянского населения. По-иному складывались отношения на юге с кочевниками причерноморских степей печенегами. Для борьбы с ними Владимир закладывает город Белгород, возводит укрепления (засеки) на рубежах государства. Укрепляя власть киевского князя на местах, Владимир рассадил своих двенадцать сыновей в города-центры отдельных областей русской земли. Большему государственному единс

Расцвет Киевской Руси связан с деятельностью князя Владимира (980-1015 гг.), основного героя былинного эпоса. Владимир подчинил своей власти крайние западные земли восточных славян - дулебов и хорватов (в Прикарпатье), ятвягов (на западе) и вятичей (на северо-востоке). При Владимире Киевская Русь достигла максимальных размеров. Хотя главную массу населения и составляли восточные славяне, но на этой же территории жили и отдельные балтийские (ятвяги) и финно-угорские (меря, мурома, чудь) племена. Обширность территории и невысокая плотность населения обусловили мирный характер взаимоотношений славянского и неславянского населения.

По-иному складывались отношения на юге с кочевниками причерноморских степей печенегами. Для борьбы с ними Владимир закладывает город Белгород, возводит укрепления (засеки) на рубежах государства.

-2

Укрепляя власть киевского князя на местах, Владимир рассадил своих двенадцать сыновей в города-центры отдельных областей русской земли. Большему государственному единству должна была способ­ствовать и религиозная реформа, целью которой было создание единого пантеона богов, единого религиозного культа. Религиозная реформа, однако, оставив Русь языческой, ставила ее вне крупнейших мировых цивилизаций того времени: европейской, христианской и арабо-мусульманской, восточной. Кроме того, политические союзы в средневековье были возможны преимущест­венно в форме матримониальных (брачных) союзов. Естественно, что для династии, придерживавшейся язычества, заключение союза было бы невозможно. Летопись сохранила красочный рассказ об обращении Владимира в поисках истинной веры к представителям крупнейших монотеистических (придерживавшихся единобожия) религий - мусульманству, иудейству и христианству.

-3

Выбор христианства в 988 году был предопределен давними контактами с Византией. Еще в договоре Игоря с греками (945 г.) упоминается о том, что часть дружинников исповедовала христианство, а в Киеве была церковь святого Ильи. Христианство приняла и княгиня Ольга (около 955 г.). Но только Владимир сделал его государственной религией.

Крестив­шись, он взял в жены дочь византийского императора Анну. Византийская империя признала Владимира царем - это было крупным дипломатическим успехом Киевской Руси. Владимир крестил своих бояр, а затем и весь народ. Активно распространялось христиан­ство в крупнейших центрах государства - Киеве и Новгороде. На окраинах же, в Ростово-Суздальской земле, язычество вплоть до монголо-татарского нашествия сохраняло господствующие позиции. Соединяясь и переплетаясь, старые языческие и новые христианские традиции образовали так называемое двоеверие. Культ Перуна слился с культом святого Ильи, Иван Креститель слился с купальскими языческими обрядами, освящены были культ Ярилы, ставший празд­ником масленицы, «навий день» (почитание предков) стал родитель­ской неделей и т.д.

Двоеверие отчасти объясняется и тем, что византийская церковь была более терпима к дохристианским верованиям и обычаям, нежели западная, католическая. Усвоение христианства населением было облегчено и тем, что в качестве языка богослужения избрали не греческий, а старославянский, близкий русскому народному языку.

Религиозно-политические реформы Владимира Святославича

-5

Принятие христианства способствовало усвоению Киевской Русью наследия античной цивилизации, так как Византия была прямой преемницей Древнего Рима. Русская православная церковь возглавлялась митрополитом, назначавшимся из Константинополя, и делилась на епископства. Материальные потребности церкви обеспечивал сбор 1/10 части доходов казны. Поэтому первая построенная Владимиром каменная церковь Богородицы получила название Десятинной церкви.

Десятинная церковь.  Первая каменная церковь Киевской Руси, воздвигнутая Владимиром Святославичем в 996 г.
Десятинная церковь. Первая каменная церковь Киевской Руси, воздвигнутая Владимиром Святославичем в 996 г.

Принятие христианства положило начало формированию самосознания русской народности, нравственных представлений и духовных ценностей.

Сын Владимира Ярослав Мудрый (1019-1054) продолжал политику своего отца. Он вел успешные войны с Польшей, основав на р. Сан город Ярослав, оплотом владычества в Прибалтике стал город Юрьев (Юрий-христианское имя князя Ярослава). О росте авторитета и влияния Руси свидетельствует и то, что дочь Ярослава Анна в 1049 или 1050 г. была выдана замуж за французского короля Генриха I.

Ярослав Мудрый (1019 -1054)
Ярослав Мудрый (1019 -1054)

Борясь со стремлением Византии навязать свою гегемонию, Ярослав утвердил на митрополичьей кафедре русского человека Иллариона, он же добился канонизации первых русских святых Бориса и Глеба. Дружина Ярослава в 1036 г. нанесла решающее поражение печенегам, а Ярослав, как и его отец, закладывает ряд новых городов по р. Рось, защищавших Киев с юга.

С именем Ярослава связано возведение грандиозных памятников домонгольской поры: Софии Киевской, построенной на месте решающей битвы с печенегами, и Золотых ворот.