По традиции театр «Кремлёвский балет» открыл новый сезон балетом «Лебединое озеро» П.Чайковского.
Напомним, в Государственном Кремлёвском Дворце этот спектакль идёт в редакции народного артиста России Андрея Петрова (1945-2023). Разумеется, знаменитые белые сцены - хореографические фрагменты Льва Иванова, Мариуса Петипа, Александра Горского, являющие восхищённым зрителям девушек-лебедей, ставших едва ли не абсолютным символом классического танца, по-прежнему составляют пластически-смысловое ядро постановки. Но в целом внутренняя логика развития событий здесь совсем иная, нежели в привычных редакциях знаменитого спектакля.
В отличие от дивертисментных вариантов Андрей Петров создает драматургически целостное хореографическое полотно, герои которого внутренне эволюционируют, а внешние события перекликаются с их чувствами и внутренними конфликтами.
И все это раскрывается через непрерывную танцевальную «кантилену», глубоко созвучную самой музыке Чайковского.
Наглядно это прослеживается, в частности, в сцене рокового бала: каждую из невест принца Зигфрида, съехавшихся из разных земель, сопровождает свита. И балетмейстер выстраивает хореографическое действо таким образом, что тот же венгерский танец или мазурка воспринимаются отнюдь не как дивертисментная вставка, а как неотъемлемая часть придворного этикета.
Испанский же танец – привилегия свиты Ротбарта, некая часть колдовского ритуала, призванного помочь осуществлению мрачного замысла. Кстати, в этом фрагменте угадывается восхищение хореографа-постановщика новаторским для своего времени спектаклем Владимира Бурмейстера, который в середине прошлого века стал настоящей сенсацией для театральной Москвы, - еще один пример того, как Андрей Петров умел сохранить для зрителей лучшее, из того, что было предложено его предшественниками.
Финал спектакля заслуживает особого внимания. Ведь, если вдуматься, в «Лебедином озере» по-настоящему достоверным может быть только трагический финал, что мы и видим в версии «Кремлевского балета». Увы, за ошибки, пусть и невольные, всегда приходится платить. Правда, Андрей Петров и здесь находит неожиданный и вполне оправданный поворот: казалось бы, погибшие в пучине по воле Ротбарта Одетта и Принц встречаются вновь – то ли в привычном им мире, то ли в каком-то ином измерении. Впрочем, разве это так уж важно? Главное, любовь в очередной раз оказалась самой мощной силой Мироздания, противостоять которой не в силах никто и ничто.
Главные партии в день открытия сезона великолепно исполнили заслуженная артистка РФ Екатерина Первушина (Одетта-Одиллия), Даниил Росланов (принц Зигфрид), Эдгар Егиазарян (Ротбарт, Злой Гений), лауреат международных конкурсов Дмитрий Прусаков (Шут). Хотелось бы также отметить исполнителей па-де-труа в первом акте (Полина Дияншина, лауреат Всероссийского конкурса Алина Каичева, Алексей Казанцев) и тройку лебедей – Алина Липчук, лауреат международных конкурсов Галина Нагевич и лауреат международного конкурса Анастасия Тетерина танцевали наполненно и по-настоящему вдохновенно.
Спектакль по традиции шёл в сопровождении Симфонического оркестра радио «Орфей» под управлением художественного руководителя и главного дирижёра коллектива заслуженного артиста РФ Сергея Кондрашева.
Марина Долганова, пресс-служба Государственного Кремлёвского Дворца.
Фото: Екатерина Лола.