Период конца 20-х и начала 30-х годов в СССР известен бурным развитием танкостроительной школы и производства бронетехники. Первые советские танки не были верхом совершенства, в большей степени это были слегка измененные западные образцы. Однако танк Т-35 стал действительно творением советской инженерной мысли, кроме того, он был первым и единственным пятибашенным танком, выпускавшимся серийно. Т-35 показал мало чего выдающегося на поле боя во время ВОВ, однако стал фактически визитной карточкой СССР, участвуя в парадах в Москве и Киеве.
История создания
Попытки создать тяжелый танк предпринимались в СССР с конца 20-х годов, когда для этой цели привлекли довольно известного немецкого конструктора Эдварда Гроте (Гротте). И хотя попытка оказалась неудачной и танк ТГ так и не пошел в серию по ряду объективных причин, советские инженеры и конструкторы получили немало интересных наработок и опыта.
В результате Гроте попросили из страны, а КБ (руководитель – Н.В. Барыков), работавшая над танком ТГ под руководством немцев, получила новое задание – к первому августа 1932 года спроектировать и создать новый танк прорыва весом около 35 тонн на основе опыта создания ТГ.
По срокам слегка не вписались, но 20 августа танк Т-35-1 был готов, и 1 сентября был представлен руководству УММ РККА.
Машина вышла тяжелее указанного в задании – 42 тонны, имела на вооружении одну 76-мм пушку, две 37-мм и три пулемета. Габариты впечатляли: длина 9720 мм, ширина 3200 мм, высота 3430 мм. Толщина брони 30-40 мм, двигал всю эту красоту двигатель М-17, 500 л.с. которого позволяли разгонять танк до 28 км/ч по шоссе. Запас хода – 150 км, опять же, по шоссе. Пять башен, главная имела округлую форму в верху.
Осенью 1932 года танк прошел испытания, причем в целом успешно. Однако комиссия все же выявила ряд недостатков, в частности в силовой установке и вооружении (требовалось увеличить огневую мощь), их предложили исправить и представить на испытания.
В феврале 1933 года КБ Барыкова переформировали в Опытно-конструкторский машиностроительный отдел (ОКМО), и началась доработка танка.
К ноябрю 1933 года танк был готов. В рамках унификации, главная башня Т-35 была взята от трехбашенного Т-28, от него же и две средние, орудийные. Две малые пулеметные башни – аналогичные башни БТ-5.
Танк приняли на вооружение, а с 1934 года он начал поступать в войска. Всего с 1933 по 1939 годы было произведено 61 серийный танк и 2 опытных образца. Танк много раз дорабатывался, вносились изменения.
ТТХ танка Т-35
- Бронирование сварно-клепанного корпуса состояло из бронелистов толщиной 10-50 мм, толщина брони башен – от 25 до 30 мм;
- Вооружение главной башни: пушка КТ-28 76,2-мм, ствол длинной 16,5 калибра. Боекомплект – 96 снарядов. Справа от пушки располагался пулемет ДТ в шаровой установке;
- Вооружение средних башен – пушки 20К 45-мм, боекомплект 220 снарядов. Пушки спарены с пулеметами ДТ;
- Пулеметные башни имели по пулемет ДТ. Боекомплект всех пулеметов – 10 тыс. патронов;
- Двигатель М-17, с жидкостным охлаждением, карбюраторный, 12-ти цилиндровый, 500 л.с. танк развивал скорость до 30 км/ч по шоссе и до 12 км/ч по пересеченной местности. Топливных баков, емкостью 910 литров хватало на 150 км по шоссе;
- Радиостанция 71-ТК-1, система дымопуска, телефонные переговорные устройства, поручневая антенна вокруг основной башни;
- Экипаж от 9 до 11 человек: в главной башне – 3 человека, в средних башнях – по 2 человека, в пулеметных – по одному, в передней части танка находился механик-водитель;
- Вес танка – 58 тонн.
Боевой путь Т-35
Несмотря на великолепную огневую мощь и, по сути, отличного танка для начала и середины 30-х годов, к началу ВОВ Т-35 безнадежно устарел. В первую очередь это касалось защищенности, фактически противопульная броня вкупе с плохой маневренностью и подвижность танка, а также с его габаритами, делала машину отличной целью.
Танк уже никак не мог соответствовать своему изначальному назначению – тяжелому танку прорыва. Большой вес затруднял его транспортировку, далеко не каждый мост мог его выдержать. Пять башен – это круто, но слабое и неэффективное управление огнем командиром часто сводило на нет его огневую мощь.
Тем не менее, к началу войны в 67 и 68 танковых полках 34 танковой дивизии находилось 48 танков Т-35, которые были потеряны в самом начале войны в районе Равы-Русской, причем только 7 из них были потеряны в бою, а 6 было в ремонте. 35 танков сломались на марше, и в основном были уничтожены собственными экипажами.
Основным же «полем боя» для Т-35 стали парады на площадях Москвы и Киева, а также на поле пропаганды. Агитплакаты с изображением Т-35 выпускались и в 1943 года, когда в Красной армии не было уже ни одного танка. Также Т-35 мы можем лицезреть на медали «За отвагу».