Не исключается возможность и полного временного запрета поставок топлива за рубеж
На совещании у вице-премьера РФ Александра Новака Минэнерго и Минфин предложили ввести заградительную пошлину на экспорт всех видов нефтепродуктов в размере $250 за тонну. Добросовестным поставщикам, выполняющим квоты Минэнерго по поставкам на внутренний рынок, власти будут компенсировать пошлину через обратный акциз на нефть. В сентябре ставка на вывоз светлых нефтепродуктов составляет $6,4 за тонну, в октябре она должна вырасти до $7,1 за тонну, а с начала 2024 года – обнулиться в рамках налогового маневра, сообщает «Коммерсантъ».
История вопроса:
В сентябре участники рынка могли бы получить почти 100 млрд. рублей. Но субсидия выплачивается только в случае, если реальные биржевые цены на топливо превышают индикативные не более чем на 10% по бензину и на 20% по дизтопливу. Сейчас они выше на 23,8% и 37% соответственно.
В последние полтора месяца активно обсуждалось введение списка спецэкспортеров топлива для борьбы с серым экспортом – ситуацией, когда вывозится топливо с внутреннего рынка, на которое уже был выплачен демпфер. Указ о введении списка уже одобрен правительством, но пока не подписан президентом, к тому же не согласован сам список. Неясно, насколько сдерживание экспорта в принципе может быть эффективным средством для снижения цен, особенно в случае бензина, поскольку на рынке уже есть признаки его физической нехватки.
Ключевыми причинами роста цен, который продолжается уже несколько месяцев и активизировался в сентябре, выступают сокращение на 50% демпфера, а также снижение производства из-за пика ремонтов на нефтеперерабатывающих заводах.
Президент Путин на прошлой неделе отметил, что правительство вовремя не среагировало на повышение глобальных котировок нефти (по состоянию на 15 сентября – $94,2 за баррель Brent), но в целом нефтяники и власти договорились.
В Минэнерго ожидали стабилизации ситуации после выхода из планового ремонта Астраханского ГПЗ (входит в «Газпром переработку»). В компании сообщали, что в сентябре она поставит на рынок 45 тыс. тонн бензинов и 40 тыс. тонн дизтоплива.
Управляющий партнер «Петролеум трейдинг» Максим Дьяченко рассчитал, что экспортная альтернатива сейчас порядка 120 тыс. рублей на тонну дизтоплива при внутренней цене 73,3 тыс. за тонну, демпфере в 20 тыс. за тонну и пошлине 23,75 тыс. за тонну. Если будет принята заградительная пошлина, цены на внутреннем рынке могут перестать расти такими темпами, «но АЗС продолжат нести убытки, а цены на них не упадут».
Напомним, объем производства бензина с 4 по 10 сентября 2023 года в России упал на 5,9% по сравнению с прошлой неделей, до 785,3 тыс. тонн, дизельного топлива – на 3%, до 1,6 млн тонн. LR