Найти тему

Китай посадил беспилотных «птичек» под экспортный контроль

Теперь для экспорта оборудования необходимо получить лицензию Минторга КНР и разрешение таможенной службы

Фото из открытых источников.
Фото из открытых источников.

С 1 сентября власти Китая ввели ограничения на экспорт беспилотников, что привело к приостановке поставок дронов массой более 4 кг и комплектующих к ним. Например, имеется нехватка агродронов, которые весят в среднем 30-40 кг и производятся в РФ в единичных экземплярах, пишет «Коммерсантъ».

История вопроса:

Министерство торговли Китая на два года ужесточила контроль поставок беспилотников весом от 4 кг или максимальной взлетной массой от 7 кг с продолжительностью полета более 30 минут.

В списке беспилотные воздушные суда (БВС), способные «нести груз с функцией сброса или с возможностью закрепления такого устройства». Разрешение придется получать поставщикам мульти- и гиперспектральных камер для дронов (применяются в том числе при съемке для сельского и лесного хозяйства). Ограничиваются поставки мощного бортового радиооборудования, инфракрасных камер, тепловизоров, а также модулей лазерной дальнометрии и позиционирования.

Для экспорта оборудования необходимо получить лицензию Минторга КНР и разрешение таможенной службы, предоставив среди прочего информацию о конечном адресате. Минторг проверяет, числится ли получатель в санкционных списках, «связанных с военной деятельностью или нежелательными для Китая действиями», запрашивает финансовые отчеты и корпоративные документы.

Если китайский экспортер нарушит требования лицензии, ему грозит административная ответственность, а в случае намеренного нарушения – уголовная. При этом власти КНР запрещают экспорт любых беспилотников вне зависимости от характеристик, если они будут применяться в военных целях. Это обстоятельство привело к задержке поставок даже той продукции, которая не попадает под введенные ограничения.

Большинство крупных российских производителей беспилотников – до вступления новых правил в силу – заранее закупили расходники.

Рассмотрение заявок и оформление документов, по оценкам источников «Ъ», может занять от полугода до года, но уже есть те, кому это удалось.

Разрешение выдается на шесть месяцев с правом продления, если за время действия лицензии агродрон, говорит основатель представительства производителя сельхоздронов Jtilep в РФ Рамиль Шевохутдинов, «каким-то образом окажется в зоне боевых действий, поставщик его отключит и расторгнет контракт с покупателем», а ответственные за процесс госслужбы Китая отзовут разрешение и заблокируют поставщика и компанию-покупателя.

Для форсирования процесса компании-покупатели могут обратиться к посредникам в других странах, что увеличивает время доставки на несколько недель и вдвое повышает стоимость.

Подорожание затрагивает отечественных производителей, которые работают на иностранной компонентной базе. Ряд из них уже сегодня предупреждают своих клиентов о пересмотре цен как минимум на 20% в связи с изменением курса валют, рассказывает Тигран Исраелян, гендиректор маркетплейса систем безопасности «Техключи.РФ».

Пока у «Транспорта будущего», уверен гендиректор Юрий Козаренко, «сохраняются нормальные отношения» с китайскими поставщиками и идут поставки, оформленные до 1 сентября. Но в компании уже ощутили изменение работы с таможенными, казначейскими службами и банками КНР. Ситуация улучшится, когда в РФ развернется полномасштабное производство комплектующих.

В то же время Минпромторг РФ заявил, что не получал от российских производителей дронов обращений о проблемах с поставками китайских комплектующих, сообщили «РИА Новости».

– Ситуация с ограничениями экспорта гражданских БАС (LR: беспилотные авиасистемы) и комплектующих с 1 сентября 2023 года, которые введены КНР, находится на контроле в Минпромторге России. В частности, производители БАС были заранее предупреждены о необходимости наращивания запасов до введения экспортного контроля. На текущий момент обращения от производителей о наличии проблем с экспортом БАС и комплектующих в Минпромторг России не поступали, – прокомментировали в пресс-службе ведомства.

Винтомоторные группы, контроллеры, камеры, в том числе тепловизионные, свободно пересекают границу, заявил коммерческий директор компании рынка НТИ Аэронет «Лаборатория будущего» Павел Камнев. Сложности возникают в основном со сроками и постоянным ростом цен из-за логистики.

При этом эксперт рынка НТИ Дмитрий Зубарев пояснил, что на фоне ограничений, введенных Китаем, меняется логистика. Она практически вся становится серой. Например, тепловизоры теперь можно купить только в серую, официально приобрести такой вид комплектующих просто невозможно, подчеркнул эксперт.

Напомним, консолидатором гражданского государственного заказа на беспилотную продукцию станет Государственная транспортная лизинговая компания. LR