Великий Новгород - уникальный город со своей удивительной историей и прекрасной архитектурой! В конце прошлого года у меня на канале выходила статья, посвящённая Новгороду - в ней я подробно рассказывал о главных плюсах города, и об основных причинах поехать в него. Однако там мною практически не был затронут самый важный и, на мой взгляд, самый интересный аспект Новгорода - его старинная архитектура.
В России нет ни одного другого города с таким количеством сохранившихся памятников древнерусской архитектуры. Великий Новгород буквально являет собой музей древнерусского зодчества под открытым небом!
И сегодня я хотел бы рассказать вам об основных храмах Великого Новгорода, на примере которых мы с вами выделим ключевые черты новгородской школы зодчества, а также разберём основные этапы его развития!
Сразу отмечу, что в этой статье я расскажу лишь о тех церквях, которые показались наиболее интересными именно мне. Всего в Великом Новгороде около полусотни старинных храмов, и рассказать о каждом из них я бы не смог просто физически. Тем более, что некоторые церкви, которые я планировал увидеть заранее, к моменту моего приезда ремонтировались и были полностью закрыты строительными лесами.
Таким образом, эта статья - мой личный топ храмов, которые нужно увидеть каждому, кто приедет в Великий Новгород в качестве туристов. Другими словами, эти церкви я точно рекомендую к посещению, а другие - уже на ваше усмотрение!
Ну что ж, приступим!
Софийский собор
Дата постройки: 1050 год
Адрес: Новгородский кремль, д. 15
Самый древний храм Великого Новгорода, а вместе с тем и самый древний из сохранившихся храмов России - Софийский собор, расположенный в самом сердце города, в Новгородском детинце.
Софийский собор был заложен в 1050 году князем Владимиром Ярославовичем (сыном Ярослава Мудрого) - он стал первым каменным храмом Новгорода!
В качестве главного источника для вдохновения Софийского собора послужил одноименный храм в Киеве, построенный по указу Ярослава Мудрого четырнадцатью годами ранее. Однако архитектурные отличия у этих двух храмов очевидные: новгородский храм более скромный - он меньше киевского по размерам, а также у него всего пять куполов (у Софии в Киеве куполов 13).
Таким образом, Софийский собор в Новгороде хоть и родственен киевскому храму, но всё же уникален! Более того, архитектура Софийского собора положила начало всей новгородской школе зодчества, обозначив её основные отличительные черты: относительная скромность размеров, компенсирующаяся монолитностью здания, а также практически полное отсутствие декора - все эти черты мы с вами обнаружим во всех последующих храмах Новгорода!
Однако некоторые украшения на фасаде всё же имеются. Так, над главным входом в храм мы можем обнаружить фреску, созданную предположительно в 16 веке - она заменила более раннее изображение, которое к тому моменту сильно обветшало.
В верхней части фрески изображена Святая Троица с праотцом Авраамом, в нижней же изображена София Премудрость Божия и Нерукотворный образ с Архангелами. К сожалению, фреска сильно пострадала во время Великой Отечественной войны, и в наши дни различить отдельные сюжеты в ней проблематично.
В целом Софийский собор слегка выбивается из общей картины новгородского зодчества: всё же он выполнен в византийском стиле, и региональные особенности наблюдаются здесь лишь в зачаточном состоянии. Но оно и понятно: Софийский собор был первым храмом Новгорода, и он лишь положил начало новой архитектурной школе, которая активно развивалось в дальнейшем.
Ну и отдельно стоит отметить Звонницу Софийского собора: пускай она является более поздней постройкой, однако она идеально дополняет ансамбль собора, не внося в него диссонанс. Звонница была построена в 15 веке, однако с тех пор она неоднократно обновлялась и перестраивалась.
Храм Фёдора Стратилата на Щиркове
Дата постройки: 1294 год (1546 и 1682 - купола, 1804 - колокольня)
Адрес: Стратилатовская улица, д. 9
К сожалению, из-за упомянутого выше ремонта я не смог запечатлеть храмы Новгорода, созданные в 12 веке, а потому моё повествование слегка "скакнёт" дальше - в 13 и 14 века, на которые и приходится основной расцвет Новгородского зодчества.
К началу 13 века, в связи с социально-политическими изменениями в Новгородской республике, основным заказчиком храмов становится не князь, а народ, представленный ремесленными братствами и купеческими сотнями. Храмов становится больше, но при этом их масштабы уменьшаются: нет нужды в огромных церквях, рассчитанных на большое количество прихожан, когда в каждом районе города есть своя церковь, обслуживающая небольшой круг местных жителей.
Один из представителей такого типа церквей - храм Фёдора Стратилата на Щиркове улице. Этот храм представляет собой редкий образец столь разнообразного архитектурного наслоения: церковь неоднократно перестраивалась - начиная с 16 и заканчивая 19 веком!
Изначально храм Фёдора Стратилата на Щиркове был одноглавым, однако в 1546 году его надстроили, увеличив высоту церкви почти в два раза, а также построив новое завершение - пять деревянных куполов вместо одного.
Чуть позднее - в конце 17 века, барабаны куполов украсили уникальной для Новгорода деталью: изразцовыми узорами, дополняющими резной рисунок из аркатур и бегунцов.
Но самое интересное у храма Фёдора Стратилата на Ручье - это обилие закладных крестов в нижней (исторической) части фасада. Эта деталь встречается почти во всех древних храмах Новгорода, однако в церквях других городов России вы ничего подобного не найдёте.
Эта уникальная черта новгородских храмов не имеет официального объяснения. Вероятнее всего, закладные кресты играли роль заупокойных табличек, вмонтированных в фасад строящейся церкви в память об умершем. Впрочем, существует версия, что кресты играли роль своеобразных оберегов.
Так или иначе, закладные кресты тоже являются уникальной деталью Новгородского зодчества, одновременно с тем являясь и его большой загадкой!
Храм Фёдора Стратилата на Ручье
Дата постройки: 1361 год
Адрес: улица Фёдоровский ручей, д. 19
Церковь Фёдора Стратилата на Ручье - типичный представитель новгородского храма 14 века. Построен он был по заказу посадника (выборная должность из ряда бояр - некий аналог современного мэра) Семёна Андреевича на берегу Фёдоровского ручья. Правда в советское время ручей был засыпан, так что теперь храм Фёдора Стратилата находится на перекрёстке двух дорог.
Архитектура церкви типична для Новгорода: однокупольный чертырёхстолпный храм кубического типа. Главный объём храма визуально монолитен: сплошные белые стены прорезают маленькие окошки-бойницы, расположенные в несколько рядов, как бы имитирующих этажи (естественно, храм Фёдора Стратилата одноэтажный).
Отмечу также, что колокольня и сопредельная с ней пристройка были пристроена к храму в 17 веке, тогда как изначально он состоял лишь из основного кубического основания под куполом.
Фасад церкви не имеет особого декора - основные украшения приходятся на верхнюю часть храма - на ниши и на барабан купола. Впрочем, и они тоже украшены по-новгородски: резные узоры, бровки и бегунцы.
И всё же декор новгородских храмов сильно отличается от других древнерусских построек: нарочитая скромность, выраженная даже в размере оконных проёмов, сильно контрастирует с постройками той же Владимиро-Суздальской школы, в которых декор и украшения здания были первостепенны. Новгородцы же были принципиально скромны - возможно, таким образом они выражали свой северный нрав.
Храм Фёдора Стратилата принято считать образцовым новгородским храмом: считается, что все более поздние постройки 14 века в Новгороде так или иначе ориентировались на внешний вид церкви на Ручье, взяв её за этакий образец идеального новгородского храма!
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
Дата постройки: 1374 год
Адрес: Ильина улица, д. 26а
На мой взгляд, самым красивым храмом Великого Новгорода является церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Этот храм обладает идеальными пропорциями - он не испорчен более поздними перестройками, за счёт чего его фасад отображает каноничный облик новгородского храма. Кроме того, церковь на Ильине улице великолепно украшена - быть может, даже слишком богато для Новгородской архитектуры. Ну и в довершение всего этого - храм обладает уникальным внутренним убранством!
Но обо всём по порядку. Храм Спаса Преображения был построен в 1370 году на средства жителей Ильиной улицы - центральной улицы Славенского конца (торговый район Новгорода).
Примечателен фасад церкви Спаса Преображения: в отличии от большинства храмов Великого Новгорода, фасад церкви на Ильине улице украшен особенно богато!
Стены храма обильно покрыты резным декором: причудливые узоры перемежаются здесь с вкладными крестами, которые, впрочем, выглядят в данном случае именно как узоры (кресты сделаны в едином стиле и гармонично сливаются с плоскостью фасадной стены).
Интересна и игра оконных проёмов: в церкви Спаса Преображения они сделаны в той же стилистике, что и в других храмах Новгорода - узкие бойницы, зачастую расположенные попарно или три в ряд. Однако в данном случае окна украшены по особому: в некоторых местах из них составлены узоры, в других мы можем наблюдать ниши - ложные оконные проёмы, объединённые с настоящими окнами едиными бровками.
Интересен также и купол храма - он тоже богато декорирован резьбой разных видов и форм, сгруппированной по рядам. Такая чётко выверенная композиция барабана купола радует глаз зрителя - а видно этот купол издалека, так как церковь на Ильине улице ориентирована по вертикали и обладает немалой высотой (хоть она и кажется маленькой из-за типичной для Новгорода композиции с одним куполом и четырёхстолпным основанием).
Но самая уникальная черта храма на Ильине улице спрятана внутри здания - я говорю о старинных росписях, выполненных в 1378 году знаменитым иконописцем Феофаном Греком!
Уникальность росписи храма напрямую связана с её авторством - она является единственной официально подтверждённой работой Феофана Грека, сохранившейся до наших дней. Для тех, кто не знает, уточню: Феофан Грек является, можно сказать, родоначальником и основоположником искусства русской фрески!
Сам Феофан был родом из Византии, откуда он ушёл в Россию в поисках творческой свободы: на родине Феофан Грек был скован традициями византийской росписи, тогда как в России перед ним были открыты все пути. И проявления этой творческой свободы хорошо видны в его фресках в храме Спаса Преображения: впервые на Руси Феофан Грек создаёт фрески в подобной стилистике - экспрессивная и раскованная манера рисунка, интереснейшая игра света и тени - в особенности блики на ликах, символизирующие божественный свет, озаряющий действующих лиц на фресках!
Я настоятельно рекомендую вам посетить этот храм вживую - поверьте, после него у вас останется море впечатлений!
Церковь Дмитрия Солунского
Дата постройки: 1382 год
Адрес: Большая Московская улица, д. 42
Храм Дмитрия Солунского на Славкове улице (ныне - Большая Московская) был построен в 1382 году в ознаменование победы в Куликовской битве, победа в которой была достигнута двумя годами ранее.
Наверное, я бы мог пройти мимо этого храма, так как его архитектура вполне типична для Новгорода 14 века, если бы не одна примечательная деталь: на южном фасаде храма мы с вами можем обнаружить уникальную для Новгорода деталь - сразу четыре ряда бегунков, поочерёдно чередующихся с четырьмя рядами поребриков. Подобной композиции вы более не встретите ни в одном другом храме Новгорода, равно как и ни в каком другом храме России в целом!
Почему архитектор решил украсить своё творение таким оригинальным образом - загадка, однако благодаря этой детали церковь Дмитрия Солунского стала одной из самых оригинальных в городе - и это при её вполне типичной композиции и довольно скромных размерах!
Ну и снова хочется обратить ваше внимание на форму купола: какой бы храм мы с вами не рассматривали в Новгороде, завершение у всех них всегда однотипно. Такую форму купола (вместе с барабаном и его декоративным оформлением) можно назвать одной из самых узнаваемых черт новгородского зодчества!
Церковь Петра и Павла в Кожевниках
Дата постройки: 1406 год
Адрес: Бредова-Звериная улица, д. 4
Храм Петра и Павла был построен по заказу ремесленников-кожевников (отсюда и его название) в 1406 году. И по своему внешнему виду, церковь сильно выбивается из общепринятой новгородской нормы за счёт необычного подхода к облицовке фасада: в отличии от других новгородских церквей, храм в Кожевниках решили сделать не белокаменным, а красно-кирпичным!
Причём такой облик у храма был изначально: ещё в 15 веке его решили не штукатурить, сделав акцент на кладке из блоков известняка и кирпича. И даже декор у храма кирпичный!
При этом композиция храма, а также элементы его декора - типично Новгородские, однако при таком подборе материала и они смотрятся непривычно!
К сожалению, в наши дни церковь Петра и Павла находится в плачевном состоянии, и понять это не сложно - достаточно просто взглянуть на её купол и не найти там креста, и сразу всё становится понятно. Доступ внутрь храма, увы, тоже закрыт - остаётся надеяться, что и до него доберутся руки реставраторов!
Церковь Власия на Волосовой улице
Дата постройки: 1407 год
Адрес: Власьевская улица, д. 2
Церковь Власия на Волосовой улице была построена в 1407 году жителями Людина (Гончарского) конца Новгорода на месте старого, деревянного храма 12 века.
В отличии от других храмов Великого Новгорода, церковь Власия имеет мягкие, округлые формы, за счёт чего она смотрится более приземистой. При этом её фасад практически лишён декора: церковь выглядит скромной, но очень элегантной!
Храм Власия сильно пострадал в ходе Великой Отечественной войны: был утрачен центральный купол, фасад сильно обгорел, а местами и вовсе обвалился. Реставрировать её было очень тяжело и затратно, а потому пошли слухи о возможном сносе древнего храма.
За церковь вступилась общественность - причём не только в Новгороде, но также в Москве и в Петербурге. Храм удалось отстоять - в 1959 году он был капитально отреставрирован - так была сохранена одна из самых милых и приятных глазу церквей Великого Новгорода!
Любопытно, что часть деталей. которые вы можете видеть на фасаде храма в наши дни, были раскрыты в ходе последних реставраций, а до этого они были скрыты от глаз людей на протяжении многих веков! Такие детали вы можете отличить благодаря сохранённой оригинальной кирпичной кладки, бросающейся в глаза на фоне оштукатуренного фасада храма.
Церковь двенадцати Апостолов на Пропастех
Дата постройки: 1454 год (первая деревянная церковь - 1230 год)
Адрес: Десятинная улица, д. 4а
Последняя церковь, о которой я расскажу вам в рамках данной статьи, имеет очень необычное название - церковь двенадцати Апостолов на Пропастех. Думаю, что у вас сразу возник резонный вопрос - что такое "Пропастех"? А дело тут вот в чём.
В 1230 году Великий Новгород переживал тяжёлые времена: в городе случился страшный голод, унёсший жизни многих горожан. Нужно было срочно решать проблему с захоронением погибших. Было решено организовать скудельницу (так в те времена называли братские могилы) - место выбрали рядом с небольшим деревянным храмом, который по итогу и получил имя "на Пропастех" - фактически из-за того, что рядом с ним была устроена яма для погребения, которую прозвали "пропастью".
Впрочем, эта мрачная история не сильно то связана с каменным храмом, построенным много позже - в 1454 году, на месте старой деревянной церкви. Однако по традиции, новое здание унаследовало название старого - так в истории Новгорода и сохранилась история о жутких событиях, происходивших на этом месте аж в 13 веке!
Что касается архитектуры храма, то тут стоит сказать, что церковь двенадцати Апостолов выглядит скромнее других героев моего сегодняшнего рассказа: она меньше по размерам, да и композиция у неё особенная - к середине 15 века в Новгороде было принято строить храмы на подклёте, тогда как эта церковь словно бы попала сюда из более ранней эпохи.
Другими словами, храм на Пропастех - один из последних образцово-новгородских храмов в своей уникальной стилистике. Пройдёт ещё двадцать с небольшим лет, и Новгород лишится своей независимости, и в город придёт новая архитектура из некогда Московского княжества.
На этой мажорной ноте я завершаю свой рассказ. Получился он довольно объёмным и, на мой взгляд, содержательным: всё же не так часто удаётся настолько подробно изучить древние храмы, расположенные в одном городе на таком близком расстоянии друг от друга, и дошедшие до наших дней практически в своём первозданном виде!
Спасибо за внимание и до новых встреч!