Найти в Дзене

Парень из «Курьера» псих? Мнение эксперта о народном герое.

Иван Мирошников, фильм "Курьер" (кадр из открытого сегмента Интернета).
Иван Мирошников, фильм "Курьер" (кадр из открытого сегмента Интернета).

А что если герой фильма «Курьер» Иван Мирошников попал бы на прием к настоящему психотерапевту? У него был бы какой-то диагноз? Как обозначается на профессиональном языке человек «со странностями»?

В профессиональных учебных заведениях для психологов наблюдаю периодически такой формат, когда актерская игра в фильме или литературные герои берутся для профессионального разбора. Получается очень наглядно.

Судите сами:

Главный герой фильма «Курьер» - молодой человек 16 лет, которого зовут Иван Мирошников. Он только что закончил школу и подрабатывает курьером. Не до конца понятны его дальнейшие планы на жизнь, но несколько раз звучит (в основном от него) информация о том, что ему, мол, скоро в армию.

Парень он довольно эксцентричный, обладает своеобразным чувством
юмора, что неоднозначно воспринимается как в коллективах, так и в его
общении со сверстниками и взрослыми людьми. В тех или
иных социальных ситуациях он попадает в группу риска (например,
как «белая ворона» и потенциальная жертва травли (буллинга), с другой стороны, те же личностные особенности в других эпизодах приводят его в роль неформального лидера, интересного и незаурядного возлюбленного, близкого друга с хорошим чувством юмора. В кино все эти личностные зоны роста и зоны риска Ивана последовательно продемонстрированы.

Но что бы сказал профессиональный психолог, если бы Иван пришел на консультацию?

Приведем несколько рабочих версий:

Какие вопросы, доктор? (кадр из открытого сегмента Интернета)
Какие вопросы, доктор? (кадр из открытого сегмента Интернета)

1) Ивана притащили к психологу силой. Приведенный мамой или учительницей в
мой кабинет он наверняка мог бы что-то выкинуть из своих шуток для того,
чтобы максимально закрыться и обесценить ситуацию. Например,
притвориться «психом», укусить неожиданно, пошутить про Фрейда, сказать
что-нибудь, по его мнению, вопиющее, а мама бы «разохалась». В таком
случае более перспективной могла бы быть работа с матерью, а с Иваном
можно было бы попробовать некую «зацепку» на будущее для его интереса к
самонаблюдению и развитию для успешного преодоления кризиса
идентичности.

Кадр из открытого сегмента Интернета.
Кадр из открытого сегмента Интернета.

2) Проблемы с девушкой: у него что-то случилось и он хочет разобраться. Напомню, что Иван находится в переходном (пубертатном возрасте). Например, в качестве травмы проступил эпизод из фильма с неудачной попыткой потерять девственность.
Напоминаю, в подвале их застает дворник, жестко ругает и позорит обоих.
Подруга Ивана бежит в слезах и просит оставить ее, Иван бежит за ней,
огрызаясь на дворника. Вдруг данный опыт травмировал его и он пытается
справиться, обратившись за помощью к специалисту?

Это может стать отправной точкой для конструктивного рассмотрения
детско-родительских отношений, особенностей пубертатного периода,
эмоциональной сферы. Потенциально может быть применен психоаналитический подход или гештальт-терапия, но только при
формировании устойчивого запроса клиента (опять-таки, мы не можем знать
о существовании травм и понимать необходимость «копать прошлое» без
общения с клиентом), впрочем, учитывая специфику Ивана, здесь скорее реалистичной может быть работа в
формате ОРКТ (ориентированная на решение краткосрочная терапия).

Иван в конторе (кадр из открытого сегмента Интернета).
Иван в конторе (кадр из открытого сегмента Интернета).

3) профориентация. Иван может «на перепутье» захотеть понять, что
является делом его жизни, к какой сфере можно было бы применить таланты
и энергию. Тем более, что четкость карьерной и образовательной траектории
помогла бы ему увереннее перейти в трудовую стадию. Иван находится в возрасте, когда ведущей деятельностью является учебно-профессиональная. Выбор пути поможет своевременному
формированию нормативных новообразований: мировоззрение,
профессиональные интересы, новый уровень самосознания, интерес к
самовоспитанию.

При личном запросе можно обратиться также к саморазвитию: есть
ощущение неких проблем с произвольностью, самоконтролем, возможно, из-
за неких пробелов, допущенных на стадии младшей школы и подростничества. В фильме есть характерная ситуация с тем, как он, встав на роликовую доску он заигрался и с «детской непосредственностью» забыл про обязанность оперативно привезти рукопись заказчику.

4) Зависимость.

Друзья Ивана (кадр из открытого сегмента Интернета).
Друзья Ивана (кадр из открытого сегмента Интернета).

К существенным рискам, связанным с фигурой Ивана относится, уже
упомянутая ситуация, с неопределенностью в плане карьерных планов и
информация о том, что он провалился на экзаменах в институте (вскользь это
звучит в фильме). Компания сверстников, окружающих Ивана, в
большинстве имеют случайные заработки (что-то сторожат, грузят или
вообще «ищут себя»). Так или иначе рядом с ними присутствует табак,
алкоголь и «девочки» довольно развязного типа («твоя - правая, а моя – левая», -
предлагает ему Базин пойти на прогулку). В эпизоде, когда Иван напуган, он
демонстративно выпивает в компании «золотой молодежи» духи из флакона.

Вкупе с яркой фантазией (в фильме в его голове буквально происходят
«трипы» и «флешбеки») его неуверенность, неустойчивость, желание уйти от
проблем может даже при эпизодическом знакомстве с любыми
запрещенными веществами привести к аддикции. Неудачи в личной жизни,
общий социальный фон конца 80- начала 90-х годов в России могли
спровоцировать у Ивана тенденцию к депрессивным состояниям, изоляции,
доминирующей стагнации и отчаянию.

С другой стороны, со своей изобретательностью и эксцентричностью, в условиях резкого «обнуления» привычного мира Иван Мирошников может продемонстрировать большую адаптивность, чем те, кто всегда хорошо учился, слушался и «играл по правилам».