Найти тему
ДРАГОМИРОВ ГРУПП

О важности диалога и переговоров

Продолжаю быть психологом без диплома и хочу написать про важность межличностного общения и нежелательность играть в молчанку. Казалось бы очевидно, что людям нужно общаться между собой, чтобы достигать компромисса и поставленных целей. Однако, далеко не все это понимают и не желают использовать свои речевые навыки, закрываясь в кокон своих преждевременных убеждений и необоснованных решений. Столкнулся недавно с двумя такими яркими случаями со стороны взрослых людей, удивился и решил посвятить этому настоящую статью.

Суть проблемы

Единственным средством коммуникации между людьми является речь: письменная или устная. Можно конечно постоянно играть в «крокодила», использовать только мимику, ухать в разной тональности и подпрыгивать на разные высоты, но это не про современных людей. У людей есть дар речи и придуманный язык, чтобы выражать свои эмоции, чувства, позицию, описывать предметы, факты и обстоятельства. Но вот пользуются этим даром далеко не все и не во всех случаях, даже когда это остро необходимо.

Каждый человек сразу после рождения начинает получать воспитание, обучается, приобретает жизненный опыт применения полученных знаний об окружающем мире и общения с другими людьми. Всё это, вкупе с национальным и культурным воздействием, а также воздействие его меняющегося с течением жизни окружения делает человека индивидуальным и сложным субъектом со своим мировоззрением, взглядами, идеями и убеждениями.

Но когда люди вступают между собой в ту или иную коммуникацию, то мало, кто учитывает все эти нюансы, которые делают его собеседника индивидуальным. Подавляющему большинству людей свойственно воспринимать другого человека как подобного себе. Мы думаем, что сказанное нами одно предложение с учётом некоторых якобы всем известных слов, определений, намёков, интонации и мимики собеседник воспримет с тем же смыслом, который мы заложили в это предложение. Более того, с учётом наших ожиданий о том же уровне образования, воспитания, жизненного опыта, схожего с нашим, мы надеемся, что человек развернёт наше одно сказанное предложение в 5-10 предложений того смысла, который мы заложили и которые должен понять «каждый здравый человек.

Вот тут как раз и кроется фундаментальная ошибка, из-за которой люди не понимают друг друга и искренне удивляются тем результатам, к которым приводит их коммуникация с другим человеком. Все вроде бы общались на одном языке, но поняли друг друга в некоторых вопросах совершенно по разному. Особенно поразительны те случаи, когда люди пытаются объяснить другим что-то своим глубокомысленным молчанием. Часто таким поведением грешат женщины, которые считают, что мужчина должен их понять, почему они молчат. «Ну как он не понимает? Это же так очевидно» - жалуются они подружкам. Но ведь всё просто! Люди не понимают или недопонимают друг друга потому, что говорят слишком мало, надеясь на то, что собеседник такой же как и они, и поймёт их с полуслова или вообще без слов.

Примеры из жизни

1. Муж и жена разводятся по вполне объективным причинам, которые лежат на поверхности, всем очевидны и понятны. Развод проходит мирно, трусы в суде не делят, детей тоже нет. Проходит несколько лет, бывший муж, думая, что сохранил нормальные отношения с бывшей женой обращается к ней по какому-то вопросу, но в ответ получает молчание или обильный поток ненависти и злобы. Мужчина в растерянности и пытается выяснить, что же случилось. Еле еле вытягивает из бывшей, в результате развода её внутреннее чувство справедливости было сильно им задето и пока оно не удовлетворено любое общение с ним вызывает у неё ненависть и злобу. Дальнейшие попытки выяснить, в чём заключается справедливость, почему она попрана, в чём его вина и как она должна быть восстановлена сталкиваются с молчанием. Примерьте на себя ситуацию с позиции мужчины. Вы что-нибудь поняли из коммуникации с бывшей женой? Зато она уже всё придумала, нашла повод обидеться, обиделась и приняла решения.

2. Два опытных руководителя компаний заключили договор, который самолично прочитали несколько раз и скорректировали под взаимные договорённости. После некоторого периода его исполнения один из руководителей говорит другого, что не хочет дальше сотрудничать и подписывает соглашение о расторжении договора. При этом попытки выяснить причину этого наталкиваются на молчание, хотя никаких претензий до этого не поступало ни по качеству, ни по срока исполнения обязательств по договору. Ну хорошо, после отсутствия ответа другой руководитель направляют инициатору расторжения договора счёт на оплату за исполненное к этому моменту по своим расчётам. Инициатор расторжения продолжает молчать и игнорирует претензию. Обе стороны уходят в суд.

В суде выясняется, что инициатор расторжения договора пожелал его расторгнуть, потому что подумал, что другая сторона его может обмануть и исполнить договор некачественно. На вопрос «Почему?» естественно ответа нет. А отказ в оплате выставленного счёта и игнорирование претензии связано с тем, что по мнению руководителя—инициатора расчёт долга был произведён неверно. Внимание, вопрос! Неужели сложно было провести переговоры, устранить все сомнения и негативные предположения, не допустить расторжения договора, а потом хотя бы обсудить правильность расчёта задолженности. Неужели нужно тратить время и деньги на юристов, вместо того, чтобы просто поговорить?

3. Студент заключил договор на обучение с Вузом, поступил на первый курс. Через несколько месяцев он начал понимать, что он не тянет программу, ему это не интересно, слишком сложно и вообще зачем себя мучать за свои же деньги. И направил декану заявление на отчисление и расторжение договора с просьбой вернуть оплаченное. Декан мог поступить как обычно, подписать заявление и передать документы в бухгалтерию и ректору на утверждение и оплату. Но декан был мудр и обладал эмпатией. Он позвонил студенту, выяснил подробно все причины такого решения, понял их, внёс корректировку в методику преподавания и убедил студента остаться еще на один семестр. В результате студент получил диплом и стал хорошим специалистом в этой области, а ведь мог поменять профессию вообще.

Выводы

Даже если Вы говорите на одном языке с собеседником, находитесь в одной возрастной категории, уровень Вашего образования схожий, культурный уровень также приблизительно одинаковый, то всё равно нужно общаться, обсуждать, вести переговоры и подробный диалог. Необходимо быть уверенным, что собеседник понял тебя именно так, как Вы хотели.

Чем больше разрыв между собеседниками по указанны выше параметрам, особенно если разный язык или разный пол, то количество слов и предложений в диалогах должно быть резко увеличено с большим количеством ключевых моментов, по которым нужно получать одобрение правильности понимания.

Да, это тяжело. Да, это занимает дополнительное время. Но в конечном итоге Вы экономите время и уберегаете себя от негативных последствий, ошибок и столкновений интересов. Говорите больше, чувствуйте меру и будет Вам счастье.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц