Найти в Дзене
Простая экономика

Кто устроил топливный кризис в России?

15 сентября стоимость бензина марки Регулар-92 (АИ-92) по территориальному индексу Европейской части России на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже (АО СПбМТСБ) впервые в истории превысила 70 тыс. руб. за тонну (53,85 руб. за 1 литр), при этом цены на бензин марки Премиум-95 (АИ-95) и летнее дизельное топливо (ДТ летнее) составили, соответственно, 76 403 и 73 758 руб. за тонну (58,77 и 61,5 руб. за 1 литр). Помимо значительного с начала года роста цен на топливо (график по изменению цен на бензин АИ-92 на АО СПбМТСБ в течение 2023-го года ниже) в последние месяцы главной проблемой становится не рост цен, а факт наличия топлива на заправках, что стало критичным в южных регионах страны (в особенности в период, когда проходит уборка урожая, а также сев озимых культур). При этом для каждой сельскохозяйственной процедуры несоблюдение ее сроков (в частности, из-за отсутствия топлива) может привести к ее срыву, что впоследствии реализуется в снижении объемов сбора урожая в

15 сентября стоимость бензина марки Регулар-92 (АИ-92) по территориальному индексу Европейской части России на Санкт-Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже (АО СПбМТСБ) впервые в истории превысила 70 тыс. руб. за тонну (53,85 руб. за 1 литр), при этом цены на бензин марки Премиум-95 (АИ-95) и летнее дизельное топливо (ДТ летнее) составили, соответственно, 76 403 и 73 758 руб. за тонну (58,77 и 61,5 руб. за 1 литр).

Средневзвешенные по результатам торгов на АО СПбМТСБ цены на бензин марки Регулар-92 (АИ-92), руб. за тонну (голубая кривая – результаты биржевых торгов, зеленая – внебиржевых)
Средневзвешенные по результатам торгов на АО СПбМТСБ цены на бензин марки Регулар-92 (АИ-92), руб. за тонну (голубая кривая – результаты биржевых торгов, зеленая – внебиржевых)
Средневзвешенные по результатам торгов на АО СПбМТСБ цены на бензин марки Премиум-95 (АИ-95), руб. за тонну (голубая кривая – результаты биржевых торгов, зеленая – внебиржевых)
Средневзвешенные по результатам торгов на АО СПбМТСБ цены на бензин марки Премиум-95 (АИ-95), руб. за тонну (голубая кривая – результаты биржевых торгов, зеленая – внебиржевых)
Средневзвешенные по результатам торгов на АО СПбМТСБ цены на летнее дизельное топливо (ДТ летнее), руб. за тонну (голубая кривая – результаты биржевых торгов, зеленая – внебиржевых)
Средневзвешенные по результатам торгов на АО СПбМТСБ цены на летнее дизельное топливо (ДТ летнее), руб. за тонну (голубая кривая – результаты биржевых торгов, зеленая – внебиржевых)

Помимо значительного с начала года роста цен на топливо (график по изменению цен на бензин АИ-92 на АО СПбМТСБ в течение 2023-го года ниже) в последние месяцы главной проблемой становится не рост цен, а факт наличия топлива на заправках, что стало критичным в южных регионах страны (в особенности в период, когда проходит уборка урожая, а также сев озимых культур). При этом для каждой сельскохозяйственной процедуры несоблюдение ее сроков (в частности, из-за отсутствия топлива) может привести к ее срыву, что впоследствии реализуется в снижении объемов сбора урожая в следующем году.

Средневзвешенные по результатам торгов на АО СПбМТСБ цены на бензин марки Регулар-92 (АИ-92), руб. за тонну (голубая кривая – результаты биржевых торгов, зеленая – внебиржевых) с начала 2023-го года
Средневзвешенные по результатам торгов на АО СПбМТСБ цены на бензин марки Регулар-92 (АИ-92), руб. за тонну (голубая кривая – результаты биржевых торгов, зеленая – внебиржевых) с начала 2023-го года

О степени величины проблемы можно судить по эмоциональной реакции министра сельского хозяйства РФ Д. Патрушева на заседании комитетов по контролю и аграрным вопросам Госдумы 6 сентября: «Мы сейчас остановим и уборочную и не отсеемся по озимым. Это будет катастрофа». Попробуем разобраться, что привело к топливному кризису в стране, которая является одним из мировых лидеров по производству нефти и нефтепродуктов.

1. Логистика.

В валовой перевалке грузов РЖД на нефть и нефтепродукты приходится от 15 до 20 %. При этом в настоящее время по некоторым направлениям сроки доставки топлива увеличились в два раза, а объем находящегося «в пути» товарного бензина составляет порядка трети. Это связано, в значительной степени, с переориентацией транспортных потоков с запада на восток:

  • после 24.02.2022 транспортная инфраструктура, позволяющая перенаправить избыточный объем грузов (прежде всего, экспортных) на восток, ранее шедших на запад (в основном, в страны Евросоюза), не была создана. Особенно это касается нефти и нефтепродуктов, существенный объем которых транспортировался в Евросоюз через систему магистральных нефте- и продуктопроводов Транснефти. Из-за дефицита перевозочных мощностей некоторые грузы РЖД вообще не принимают к погрузке (например, лесные грузы северо- западных лесоперерабатывающих предприятий);
  • для некоторых регионов (в частности, Сибири и Дальнего востока) нет альтернативных источников поставки топлива в связи с отсутствием нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ).

В результате этого у поставщиков топлива растут издержки (в связи со 100 %-ной оплатой топлива на бирже растут сроки оборачиваемости капитала, кредиторская задолженность и т.д.).

2. Топливный «демпфер».

Действие демпферного механизма на нефтепродукты в России началось с 2019 года. Вплоть до апреля 2023 года он определялся на основе разницы между экспортной стоимостью топлива и индикативной внутренней ценой, которая была закреплена законодательно. Если эта разница была положительной и дело стоит на стороне экспорта, то государство выплачивало компенсации нефтяным компаниям. В случае, если разница была отрицательной, то нефтяные компании вносили вклад в федеральный бюджет. Этот механизм стабилизировал цены на топливо внутри страны (в какой-то мере).

Однако санкции против России привели к ситуации, в которой оценка экспортной стоимости российских нефтепродуктов стала некорректной. Кроме того, российская нефть URALS начала торговаться с существенной скидкой.

Все это послужило формальной причиной для того, что демпфер по инициативе Минфина РФ был «уполовинен» (снижен на 30 млрд руб. в месяц), т.к. уплата из бюджета нефтепереработчикам, по мнению Минфина, только «шла им в маржу». Очевидной же причиной такой «инициативы» является дефицит федерального бюджета, который на начало сентября составляет около 3 трлн рублей.

3. Падение курса рубля.

В условиях роста цен на нефть (и нефтепродукты) в рублях в связи с девальвацией рубля, которая последовательно продолжается с начала года (с 72 до 101 руб. за доллар США), а также в связи с ростом цен на нефть на международном рынке (с 72 до 95 долларов за баррель нефти марки BRENT), резко выросла разница цен (если их выразить в рублях) на нефтепродукты на внутреннем и внешних рынках.

Стоимость барреля нефти марки BRENT в рублях
Стоимость барреля нефти марки BRENT в рублях

В этой ситуации у нефтепереработчиков естественным желанием является:

  • поставлять нефтепродукты на более маржинальные внешние рынки (создавая дефицит на внутреннем и повышенную нагрузку на транспортную инфраструктуру);
  • поднимать цены на внутреннем рынке, которые с учетом издержек (и сниженного топливного «демпфера» от государства) смогут обеспечить норму прибыли, как для экспортных поставок.

4. Падение объемов производства нефтепродуктов.

В условиях санкций и введенного Евросоюзом эмбарго на российские нефтепродукты, а также того, что нынешние основные торговые партнеры России (Китай и Индия) покупают у нас, прежде всего, сырую нефть (а не продукты ее переработки) было бы логично предположить, что Россия вынужденно сократила производство нефтепродуктов, что негативно повлияло на внутренний рынок. Имеющаяся информация это не подтверждает, более того, объемы производства нефтепродуктов в России (по состоянию на апрель, год к году) выросли.

В российском правительстве, объясняя причины топливного кризиса, подходят к вопросу собственным образом. Перебои с топливом на Юге России, как утверждает глава Минэнерго Николай Шульгинов, связаны с попытками создать искусственный дефицит, закрывая заправки. В качестве меры стабилизации объемов поставок нефтепродуктов на внутренний рынок, а также цен на бензин и дизельное топливо правительство РФ рассматривает возможность повышения экспортной пошлины на нефтепродукты до «заградительной» величины в 250 долларов за тонну (экспортная пошлина на светлые нефтепродукты в октябре составит 7,1 долл. за тонну, на темные – 23,9 долл. за тонну). Насколько эффективной окажется эта мера – сейчас сказать сложно, но, очевидно, что в ответ нефтяники могут просто снизить переработку, увеличив экспорт сырой нефти (взамен нефтепродуктов).

«Хороших» решений возникшей проблемы сейчас нет, но, кто «рукотворно» поучаствовал в создании нынешнего топливного кризиса (не предотвратив обвал курса рубля и «сэкономив» бюджетные средства на выплаты по «демпферу») я, думаю, понятно. Также очевидно, что эта «экономия» выйдет позже государству боком, т.к. неизбежный вклад в инфляцию (из-за роста стоимости производства и транспортировки всей номенклатуры сельскохозяйственных и промышленных товаров) вынудит еще больше индексировать бюджетные расходы, а центральный банк - повышать ставку.

СТАВЬТЕ ЛАЙК, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, ОСТАВЛЯЙТЕ СВОЁ МНЕНИЕ. Я ЕГО ПРОЧТУ И ДЛЯ МЕНЯ ОНО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВАЖНО

Подписывайтесь на Telegram- канал https://t.me/SimplEconomics

#топливо #цены #бензин #дизельноетопливо #нефтепродукты #демпфер #дефицит #кризис