Одним из наиболее известных автомобилей Великой Отечественной стал внедорожник «Виллис», поставлявшийся в СССР по ленд-лизу. Машина широко использовалась на фронте и хорошо зарекомендовала себя. Сегодня вы узнаете, чем внедорожник нравился советским солдатам и как его применяли в боях.
Автомобиль Willys MB был создан американской компанией Willys-Overland Motors в 1940 году. Он представлял собой машину повышенной проходимости, предназначавшуюся для командования и разведки. Производство внедорожника началось в ноябре 1941 года. Автомобиль имел несколько конструктивных особенностей, делающих его более эффективным в разведке и на линии фронта. Так, у «Виллиса» отсутствовали двери: в экстремальных условиях пассажиры могли легко запрыгнуть или покинуть машину. Чтобы снизить риск выпадения во время движения, конструкторы немного «утопили» сидения.
Также на «Виллисе» откидывалось лобовое стекло. Оно имело достаточно широкую и крепкую раму и при необходимости опускалось на капот. Это позволяло стрелять вперед во время движения и снижало силуэт машины. Джип получился крайне компактным и легким. При этом он мог преодолевать водные преграды в брод глубиной до 50 см, а после установки специального оборудования — до 1,5 метра. Конструкторы также предусмотрели возможность слива воды из кузова через специальное отверстие с пробкой, расположенное в днище.
Маскировку повышала и специальная матовая краска, которая не давала бликов на солнце. При необходимости кузов автомобиля можно было закрыть складным брезентовым верхом. Небольшие габариты машины позволяли без особых проблем ездить по прифронтовым лесам, которые были доступны только пехотинцам. Однако из-за небольшой ширины «Виллис» имел плохую боковую устойчивость — водителям требовалось внимательно следить за машиной на поворотах.
В Красную Армию автомобили «Виллис» начали поступать по ленд-лизу с лета 1942 года. В советских войсках им нашли новое применение. Кроме разведки и перевозки командиров, эти машины использовались в качестве тягачей для 37-мм зениток, а также минометов и 45-мм противотанковых пушек. Вот что вспоминал о «Виллисе» артиллерист Александр Рогачев:
«Когда приезжали на огневую, с Виллиса сразу сбрасывали боекомплект, отцепляли орудия. Я указывал куда машину поставить так чтобы недалеко от огневой и в тоже время чтобы они были укрыты складками местности или растительностью. Шофера отгоняли их, оборудовали капониры. Орудия батареи размещались на расстоянии не более 20-30 метров друг от друга. Потому что, если их больше разнести, то управлять ими станет невозможно - команды подавались голосом».
Примечательно, что часть «Виллисов» приходила в СССР в разобранном состоянии в виде машинокомплектов. Затем их собирали на заводах в Омске и Коломне. Всего по программе ленд-лиза в Красную Армию было поставлено 52 тысячи «Виллисов». На фронте советские солдаты ценили внедорожник за отличные ходовые качества, эргономичную компоновку, проходимость и приземистость.
В фондах Музея Победы представлен «Виллис» производства 1942 года, который был поставлен в СССР по ленд-лизу и принимал участие в войне с Японией. Узнать больше о технике и вооружении Великой Отечественной вы сможете на наших выставках и экспозициях.
#МузейПобеды #ФондыМузеяПобеды