Чтобы может нам рассказать средневековый замок, если бы он умел говорить? Удивительные воспоминания замка Таплакен в Калининградской области, который хоть и переживает далеко не лучшие времена, но всё равно с надеждой смотрит в будущее.
На востоке, в стороне от Калининграда и основных туристических маршрутов находится небольшой посёлок Талпаки. Местечко это известно благодаря двум вещам: вкуснейшим придорожным чебурекам и старинному полуразрушенному орденскому замку.
На земле бывшей Восточной Пруссии замков много и рассказывать про каждый в скучном лекционном стиле не доставит удовольствия ни мне, ни вам, дорогие друзья.
Поэтому давайте попробуем что-то необычное: представьте, что стены этого замка заговорили! Что мог бы рассказать этот древний монумент о себе, какими воспоминаниями готов был бы поделиться о событиях, разворачивающихся у его стен на протяжении веков?
Давайте его послушаем…
Рождение среди болот
Ах, вспомнить бы те времена! Я родился на просторах, что сейчас известны вам как посёлок Талпаки, хотя раньше это место носило иное название — Таплакен, в честь которого меня и именовали благородные рыцари-тевтонцы. Имя моё произошло от прусско-литовских слов tap (toplu) — «тепло» и lauck — «поле», что вместе обозначает «тёплое поле». Дело в том, что когда-то меня окружали большие болота, с которых постоянно поднимался пар, словно одеяло окутывая землю и удерживая тепло.
Мой отец, маршал Генрих Дуземер фон Арфберг был благородным человеком и смелым военным. Именно он поручил в далёком 1336 году построить меня в виде деревянной крепости.
Он же даровал мне особое предназначение — защищать дорогу в Кёнигсберг от частых набегов Великого княжества Литовского. Ведь у всего в этой жизни должна быть своя цель, верно?!
Однако литовцы всё же смогли добраться и в 1376 году сожгли меня. Было обидно. Но не зря же говорят, что всё что делается — делается к лучшему. В том же году началась моя вторая жизнь, теперь уже каменная.
После нового строительства я подрос, стал более основательным и крепким, обзавёлся каменной стеной с большими воротами, охраняемым двумя башенками. Появился и секретный подземный туннель, конечно, с привидениями. Папа Генрих был бы доволен!
Со временем менялось и моё предназначение. Мой мощный брат — замок Инстербург — взял на себя роль главного форпоста. Но если литовцам всё же удалось бы его захватить, то у них на пути оставался я. Причём в новой расстановке сил я был лишь приманкой, отвлекающим манёвром чтобы затянуть врага в свои стены и дать время другим моим братьям-замкам подготовиться к встрече с неприятелем.
Поэтому считалось, что мой гарнизон фактически обречён и состоит из рыцарей-смертников, ведь в случае агрессии все должны были положить свои жизни за Орден. Кто-то мог бы подумать, что это ужасная судьба, но я считаю иначе — зато во мне никогда не уживались слабаки, ведь я был замком для настоящих бесстрашных тевтонцев!
Война, боль и забвение
Все стареют, и замки не исключение. Когда я уже физически не смог нести военное бремя, прусский герцог отправил меня на почётную пенсию ветерана и перевёл в статус усадьбы. Ну что же, тоже неплохо.
В 1871 году мой новый хозяин, герр Шмидтке, полностью переосмыслил меня и с особенной любовью к деталям вдохнул в мои каменные стены новую жизнь: старинные интерьеры расширились, появилось множество жилых помещений для гостей и прислуги, и я даже обзавёлся собственным гаражом. Всё в соответствии с веяниями нового времени. На три поколения я стал домом для семьи Шмидтке. О, сколько интересных историй я видел в эти годы!
Казалось, вот оно — заслуженная старость ветерана. Но, судьба умеет подкидывать «сюрпризы». Началась Вторая мировая война... Это был период, который никогда не забудут мои каменные стены. Огонь и взрывы, осколки и пули — всё это стало частью новой реальности. Что даже хуже, после боёв пришли пожары. Мои стены трещали от боли и тепла, рухнули многие мои коридоры и залы. Я превратился в развалины, жалким каркасом того, чем когда-то был.
Но что стоит жизнь какого-то замка, когда в мире страдают миллионы людей? Когда пришли советские солдаты — наступил долгожданный мир. Мои помещения стали жильём для переселенцев, и вновь я выполнял задачу по защите людей.
И, знаете, что самое удивительное? То, что люди до сих пор живут во мне!
Да, вы не ослышались — несмотря на своё ветхое состояние, утерянное величие и разрушенные стены я до сих пор для кого-то являюсь домом.
Что же будет дальше? Конечно, как и многие, я тоже задаюсь этим вопросом. Но знаете, теплится надежда, что и до меня дойдут руки неравнодушных людей, мои стены будут восстановлены, и я смогу рассказывать свои истории дорогим гостям. Поговаривают, что это произойдёт уже очень скоро. Надеюсь, что так и будет. Ведь никто не хочет умирать в забвении, даже замки. 🐾
__________________
Понравилась заметка? Подписывайтесь на канал, ставьте лайк и будете чаще видеть в ленте такие материалы! 😊