Бои и сражения, в которых прославились гусары
Чтобы не заниматься перечислением всех боев и сражений, остановлюсь только на самых ярких героических эпизодах.
Безусловно, звездным часом гусарской конницы стали наполеоновские войны.
И первым ярким эпизодом участие в них России стало Шенграбенское сражение, состоявшееся во время войны третьей коалиции против наполеоновской Франции возле деревни Шенграбен, севернее Вены в ноябре 1805 года.
В этом бою 7-тысячный русский отряд под командованием П.И. Багратиона более чем на сутки задержал 20-тысячный авангард французской армии под командованием И. Мюрата. Героическому русскому отряду удалоссь избежать разгрома и при этом нанести французам существенные потери.
Но главным итогом шенграбеннского сражения было то, что в результате промедления французов, основным силам русской армии под командование М.И. Кутузова удалось вырваться из полуокружения, в котором они оказалась после преступной сдачи австрийцами французам невредимым Таборского моста.
В тяжелом бою под Шенграбеном гусары Павлоградского гусарского полка самотверженно зашищали от превосходящих их по численности французской пехоты и кавалерии весь правый фланг русских войск.
За проявленный под Шенграбеном героизм гусары-павлоградцы позже были награждены Георгиевским знаменем и стали лейб-гвардейцами.
Не менее ярким был подвиг Гродненского гусарского полка в трехдневном сражении корпуса П.Х. Витгенштейна (17 тыс.) с французами корпуса маршала Н.Ш. Удино (28 тыс.) под Клястицами в Витебской губернии в июле 1812 года.
К северу от главного - Московского - направления наступления Наполеона I - продвигались два его отдельных корпуса: маршала Удино, главная цель которого действовать на Санкт-Петербург, и маршала Макдональда с задачей действовать на Рижском направлении и содействовать корпусу Удино.
Единственным шансом Витгенштейна остановить французов было воспользоваться удаленностью Макдональда и, несмотря на неравенство сил, атаковать корпус Удино.
29 июля три конных полка французов были неожиданно атакованы казаками и четырьмя эскадронами Гродненского гусарского полка под командованием шефа полка, генерал-майора Я.П. Кульнева. Несмотря на численное превосходство, французы были опрокинуты.
31 июля русский авангард под командой Кульнева столкнулся с французским авангардом возле деревни Якубово. После нескольких атак и контратак Якубово удалось захватить и французы бежали к песчаным высотам реки Ниши. Витгенштейн повелел атаковать высоты и взял их. Удино был вынужден отступить к Клястицам.
Пока отряд Кульнева переправлялся через брод для обхода позиций французов, батальон русских гренадеров бросился прямо через горящий мост и со штыковой атакой ворвался в Клястицы.
За ними двинулась и вся пехота, а гусары Кульнева перешла реку вброд и атаковала неприятеля во фланг. Потерпев поражение, французы отступили к реке Дрисса. Генерал-майор Я.П. Кульнев погиб на следующий день, 1 августа 1812 года. За подвиги под Клястицами Гродненский гусарский полк получил звание лейб-гвардейского.
Нельзя также обойти вниманием подвиги русских гусар в составе партизанских отрядов в ходе Отечественной войны 1812 года.
С первых дней войны 1812 года Ахтырский гусарский полк, которым служил подполковник Д.В. Давыдов, постоянно находился в соприкосновении с неприятелем, прикрывая отход 2-й Западной армии Багратиона.
Приказ Багратиона о создании летучего партизанского отряда был одним из его последних приказов перед Бородинским сражением, где он был смертельно ранен. Отряд состоял из 50 ахтырских гусар и 80 донских казаков, которых Давыдов отбирал лично. Сразу же по завершении боя за Шевардинский редут отряд Давыдова отделился от действующей армии и отправился в рейд по тылам французской армии.
Первое боевое крещение партизаны Давыдова получили 2 сентября около села Токарево, уничтожив крупный отряд мародёров и захватив в плен около ста человек. Отряд наносил ощутимый урон неприятельской армии, громя и перехватывая транспорты с фуражом и провиантом.
В октябре отряд Давыдова, увеличившийся до 700 человек, разгромил пехотный батальон, взяв 200 пленных, захватил 41 фуру с продовольствием и транспорт с обмундированием на целый полк,
3 ноября отряд Давыдова взял в плен трёх генералов, до 900 солдат, четыре орудия и большой обоз. На другой день снова был отбит значительный обоз и захвачено около 500 солдат и офицеров.
В заключение расскажу о двух малоизвестных скандальных эпизодах с участием гусар.
В 1813 году, когда Россия в союзе с Пруссией на территории Германии сражалась с войсками Наполеона I, как-то русские и прусские гусары устроили совместную гулянку. Когда все уже были в изрядном подпитии, возникла ссора между русским гусаром и гусаром прусским, закончившаяся дуэлью.
Так как официально все дуэли во время войны были запрещены, решили, что смертельно оскорбленные противники будут тянуть жребий, и тот, кому достанется бумажка с черным крестом, должен будет выйти на двор и там сам застрелиться.
Несчастливую бумажку вытянул пруссак, который тут же отказался выполнять условия дуэли. Тогда его русский противник выхватил у одного из секундантов заряженный пистолет и немедленно застрелил прусского гусара, который оказался не только трусливым, но и бесчестным.
Об этом скандальном случае было сообщено высшему военному начальству и государям - российскому исператору Александру I и прусскому королю Фридриху-Вильгельму III. Конфликт между кавалеристами-союзниками, русскими и прусскими гусарами, удалось погасить только с большим трудом.
Второй скандальный эпиход был совсем иного рода. Он относится уже к началу царстования императора Николая I.
Любвеобильный император как-то на бале-маскараде в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге увлекся грациозной и стройной незнакомкой невысокого роста. Особенно изящны и красивы были ее обнаженные руки и плечи.
Воспылавший любовной страстью Николай, осыпая комплементами, повел незнакомку в специально приготовленную во дворце для таких случаев заветную гостиную. Ипуганная откровенными приставаниями царя незнакомка вырвалась и убежала...
Николай немедленно потребовал у своей охраны узнать имя "прелестницы". Через час ему доложили: "Ваше величество... Это был Ваш гусар Изотов...". Царь не поверил и приказал еще раз все проверить и доложить ему на следующий день.
И утром ему доложили: "Вчера на бале-маскараде рядом с Вами был переодетый в женское платье поручик лейб-гвардии Гусарского полка Алексей Изотов...
Гусар Изотов был немедленно арестован и отправлен с жандармами и фельд-егерем в свою деревню в бессрочную ссылку.
Только после восшествия на претол сына Николая, императора Александра II, Изотову было разрешено выезждать из своей деревни, и при том без права посещения губерских городов и столиц.