Найти тему

Штрафы на Wildberries: опасения и реальность

Оглавление

В последнее время сложилось мнение о том, что работать на Wildberries селлерам не так удобно, безопасно и выгодно, как на других торговых площадках.

Соответствует ли это действительности, разобрались вместе с руководителем юнита маркетплейсов в Completo Ольгой Богдановой.

Миф первый. На подготовку к изменениям селлерам не дают времени

Примерно год назад Wildberries уведомил продавцов о введении перепроверки габаритов доставляемых товаров. В случае, если фактические размеры в большую сторону отличаются от заявленных, селлеры получают штраф.

Причина нововведения: изначально стоимость логистики зависела от склада хранения, а затем Wildberries привязал ее к габаритам товара. Для WB стало важно, чтобы в карточках товара селлеры указывали верные размеры. Многочисленные нарушения со стороны продавцов вынудили маркетплейс перепроверять габариты товаров, а потом ввести новый штраф.

Сведения об обновлении требований, сроках его внедрения и санкциях за нарушение появились заранее: объявление постоянно попадалось на глаза при работе в личном кабинете и дублировалось в официальном канале WB в Telegram.

Источник: https://t.me/wbsellerofficial
Источник: https://t.me/wbsellerofficial

На изображении ниже видно, что об изменении системы расчета логистики и хранения с 01.10.22 предупредили 17.09.22, то есть за 2 недели.

Получается, Wildberries дал продавцам достаточно времени, чтобы успеть скорректировать габариты товаров и тем самым избежать штрафов. Те селлеры, которые по каким-либо причинам пренебрегли предупреждением и не внесли необходимые изменения, при проведении маркетплейсом массовой проверки соответствия и получили те самые «гигантские» штрафы, о которых ходит столько слухов».

Вывод: изменения не происходят внезапно, они анонсируются заранее. Поэтому так важно следить за обновлениями Оферты WB и новостями об изменениях правил работы на маркетплейсе, а также реагировать на оповещения от WB и принимать меры в случае необходимости.

Миф второй. Продавцы страдают из-за технических обновлений площадки

Маркетплейс развивается и совершенствуется, у Wildberries регулярно обновляется функционал, чтобы соответствовать и ожиданиям покупателей, и потребностям продавцов.

Безусловно, в нашей практике были ситуации, когда из-за определенных технических ошибок со стороны маркетплейса случались не очень приятные ситуации.

Однажды из-за сбоя селлерам для вывода средств со счета можно было нажать кнопку «Вывести» несколько раз. Кто-то так и делал. В результате баланс продавцов не просто обнулялся, а возникала ситуация со своего рода «кредитованием» из-за неоднократного снятия средств.

Конечно, корректную работоспособность кнопки быстро восстановили, и WB пересчитал баланс. У продавцов, которые вывели больше средств, чем фактически было у них на счетах, он стал отрицательный. В чатах селлеров в Telegram в тот период было много информации о ситуации и сопутствующего возмущения.

Разумеется, в подобном случае стоило сразу связаться с техподдержкой и вернуть обратно излишне выведенные и полученные суммы.

К сожалению, защититься от таких ситуаций наверняка нельзя, поэтому при возникновении любой ошибки стоит обращаться в техподдержку и не совершать неосмотрительных действий.

Вывод: если не пытаться извлечь из ошибок системы и сбоев выгоду, то не будет и неблагоприятных последствий. При любой ошибке надо обращаться в техподдержку Wildberries или к проверенным специалистам по маркетплейсам.

Миф третий. Непонятно, на какие штрафы можно «попасть»

К договору оферты, который селлер заключает с Wildberries, прилагается полный перечень штрафов, грозящих продавцам при совершении тех или иных нарушений.

Здесь все просто: нет нарушения — нет штрафа.

Какие штрафы действительно часто встречаются

Чего боятся селлеры, понятно. Но давайте посмотрим, что происходит на маркетплейсе на самом деле, и разберем действительно часто встречающиеся при работе на WB штрафы.

Кстати, все штрафы и их расшифровки можно найти в финансовых отчетах, посмотрев «Детализацию».

Пример доступных для продавцов данных
Пример доступных для продавцов данных
Видно, за что наложен штраф
Видно, за что наложен штраф
Крайняя правая графа отражает виды логистики, штрафы и доплаты
Крайняя правая графа отражает виды логистики, штрафы и доплаты

Штраф за отмену заказов по FBS

Применяется, если продавец работает по системе «маркетплейс»: товар хранится на складе селлера, при поступлении заказа продавец должен отгрузить его в пункт приема, после чего уже WB сам доставляет заказ в ПВЗ.

Стандартный штраф за отмену заказа по FBS — 50% от стоимости заказа.

Безосновательно данная санкция не накладывается. Если селлер часто получает такой штраф, это сигнализирует о том, что у него некорректно настроен бизнес-процесс по продаже товаров со своего склада, а также есть другие ошибки в работе.

Чтобы не получать штраф за отмену заказов по FBS, надо наладить процессы по актуализации товарных остатков, сборке и отгрузке заказов в пункты приема заказов Wildberries.

Для этого стоит:

  1. ежедневно мониторить остатки товаров на своем складе;
  2. настроить интеграцию между личным кабинетом на WB и собственной системой учета для автоматизации процессов;

В случае, если продаете товары сразу на нескольких маркетплейсах, без автоматизации процессов не обойтись, — информация об остатках товара должна выгружаться в режиме реального времени и обновляться при каждом изменении данных. От этого напрямую зависит прибыльность работы на торговых площадках.

Штраф за занижение габаритов товара

Если в финансовой выгрузке увидели такой штраф, то нужно:

  1. самостоятельно измерить товар, за несоответствие размеров которого было наложено взыскание;
  2. обновить данные в карточке этого товара.

Задача селлера — следить за актуальностью данных. Тогда и подобных штрафов не будет.

Штраф за платное хранение возвратов в ПВЗ более 3-х дней

По условиям оферты, если продавец оформляет возврат товара, товар поступает на выбранный селлером ПВЗ и хранится там бесплатно 3 дня.

Не успели забрать вовремя — начинается платное хранение.

Применение такой санкции исключается, когда селлер следит за всеми процессами, происходящими с его продукцией.

Плюс ко всему, сам по себе возврат товаров на WB — процесс трудоемкий и дорогой. Продавцу придется платить и за вывоз каждой единицы товара, и за логистику до выбранного ПВЗ. Из-за этого в некоторых случаях селлерам дешевле оставлять товары на складах Wildberries, чем вывозить.

Перед запуском проектов на маркетплейсах обязательно проводите анализ потенциала продаж и рассчитывайте юнит-экономику, корректно закладывайте все релевантные риски, чтобы бизнес приносил прибыль, а не разочарование.

Пример подобного расчета
Пример подобного расчета

Штраф за манипуляцию с выдачей (выкупы)

Ранжирование товаров на WB работает следующим образом:

  • при создании карточки товара на нее загружаются остатки товара (либо на склад маркетплейса, либо на склад продавца), после чего товар поступает в продажу, а сама карточка товара — индексируется;
  • при индексации движок WB формирует вокруг этой карточки облако ключевых запросов, по которым она будет отображаться. Когда товар покупают, системой фиксируется, по каким запросам на конкретную товарную карточку был совершен переход;
  • факт того, что по определенному запросу приобретен конкретный товар, для WB является сигналом, что этот запрос наиболее релевантен для данного товара;
  • как следствие, проданный товар начинает чуть выше показывается в выдаче по этому запросу;
  • когда товар покупается по нескольким запросам, его позиции автоматически растут по каждому из них. Так рано или поздно он может попасть на первую страницу выдачи.

Селлеры поняли, что имитация покупок им на руку. В итоге была придумана схема самовыкупов. В сети даже можно было найти готовые схемы расчета того, сколько самовыкупов надо сделать, чтобы такой-то товар попал на конкретное место в выдаче.

Это «манипуляция с выдачей».

WB счел подобные манипуляции нарушением правил, ввел за нее санкции и отразил это в оферте.

Селлеры, которые продолжают практиковать данную схему, могут получить штраф за манипуляцию с выкупами.

Разумеется, схемы обхода контрольного алгоритма Wildberries тоже уже придуманы. Мы настоятельно не рекомендуем использовать какие-либо сервисы для самовыкупов, потому что до конца непонятен весь механизм их работы, и нести ответственность за штрафы или блокировку карточки придется вам, самим селлерам.

Платная приемка по системе “маркетплейс” в сортировочном центре

Строго говоря, это вообще не штраф, а вынужденная мера, принимаемая WB из-за загрузки конкретных пунктов приема в конкретный день.

Размер «взыскания» за 1 товар — всего 20 рублей.

Однако, сумму, «набежавшую» за платную приемку, могут снять в любой момент на усмотрение маркетплейса. Если в цену товара не заложены дополнительные расходы на подобные непредвиденные случаи, при продажах с таким типом приемки селлер может уйти в минус. Особенно это актуально для не ценоемких товаров.

К сожалению, не всегда о том, что отгрузка в выбранный пункт приема в нужный день — платная, известно заранее. В такой ситуации продавцу приходится платить, дабы не получить бОльший штраф за отмену заказа.

Фактически, платная приемка — единственный действительно «внезапно» накладываемый «штраф». Как видим, со стороны маркетплейса все же не обходится без казусов.

Как минимизировать риски при работе на WB

Чтобы снизить риски при продаже товара на Wildberries, избежать штрафов и иных рисков, селлерам необходимо:

  1. изучить Оферту и следить за изменениями в ней. Как минимум, в части штрафов. Это нелегко, ведь она весьма объемная — более 40 страниц — и непростая для понимания, но быть в курсе ситуации можно, так как Wildberries всегда заранее публикует в новостях информацию о грядущих изменениях;
  2. действовать в рамках положений Оферты и актуальных норм законодательства РФ. Например, не нарушать права третьих лиц, незаконно используя авторский контент, или не манипулировать отзывами, предлагая покупателям оставлять их за определенное вознаграждение;
  3. следить за актуальностью информации, содержащийся в карточках товара;
  4. настроить бизнес-процессы так, чтобы при нулевом остатке товара исключить возможность его заказа, а не отменять заказы и терять заработок. Наладить также и процессы сборки и отгрузки товаров в ПВЗ;
  5. не прибегать к манипуляциям и серым схемам обхода правил маркетплейса ради сомнительной выгоды;
  6. тщательно анализировать потенциал продаж и рассчитывать юнит-экономику перед их запуском.

Торговые обороты Wildberries, общее число посещений сайта и мобильного приложения с каждым месяцем только растет.

Руководствуясь указанными выше советами, работать на WB станет проще, безопаснее и выгоднее.

Больше полезных материалов о маркетинге и продвижении — в нашем telegram-канале.

Успехов и до связи! ❤️