Найти в Дзене

Лизинг бьет рекорды

В I полугодии рост лизинговой отрасли превысил динамику российской экономики. Итоги комментируют представители инвестиционной группы «Инсайт». Объем нового бизнеса в лизинге в первом полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, что оказалось историческим рекордом для этого рынка. Такие данные приводит в своем очередном исследовании рейтинговое агентство «Эксперт РА». По словам аналитиков агентства, на это повлияла «некоторая стабилизация экономической ситуации, экспансия китайских поставщиков и выстраивание новых логистических цепочек». Относительно низкой базы первого полугодия 2022 года, на который пришелся пик геополитического кризиса, рынок показал почти двукратный рост. Однако это во много обусловлено подорожанием техники, которую российские компании брали в лизинг, а также дефицитом предметов лизинга из-за ухода иностранных производителей из России. Это подтверждается ростом средней стоимости нового договора лизинга: если в 1-м полугодии 2023 года показатель составлял 11,3, то
Оглавление

В I полугодии рост лизинговой отрасли превысил динамику российской экономики. Итоги комментируют представители инвестиционной группы «Инсайт».

Объем нового бизнеса в лизинге в первом полугодии 2023 года составил 1,49 трлн рублей, что оказалось историческим рекордом для этого рынка. Такие данные приводит в своем очередном исследовании рейтинговое агентство «Эксперт РА». По словам аналитиков агентства, на это повлияла «некоторая стабилизация экономической ситуации, экспансия китайских поставщиков и выстраивание новых логистических цепочек».

Фото: Unsplash
Фото: Unsplash

Относительно низкой базы первого полугодия 2022 года, на который пришелся пик геополитического кризиса, рынок показал почти двукратный рост. Однако это во много обусловлено подорожанием техники, которую российские компании брали в лизинг, а также дефицитом предметов лизинга из-за ухода иностранных производителей из России. Это подтверждается ростом средней стоимости нового договора лизинга: если в 1-м полугодии 2023 года показатель составлял 11,3, то год назад меньше – 9,5 млн рублей.

Рост лизингового бизнеса превысил динамику российской экономики, вследствие чего доля рынка лизинга в ВВП достигла рекордного значения 2,6 против 1,4% годом ранее.

  • Объем нового бизнеса корпоративных сегментов в 1-м полугодии 2023 года вырос на 81% за счет увеличения лизинга железнодорожной техники.
  • Динамика розничных отраслей составила 97% и была обусловлена увеличением нового бизнеса в сегментах лизинга автотранспорта и строительной техники. Основными драйверами здесь выступили грузовые автомобили и строительная техника.
  • Сегмент легковых автомобилей показал более скромную динамику, увеличив объем нового бизнеса на 59%. В итоге доля автолизинга в новом бизнесе в 1-м полугодии 2023 года составила 50%.

Что повлияло на рост рынка?

Управляющий директор инвестиционной группы «Инсайт» Михаил Гонопольский: «Ставки на денежном рынке были комфортными и плюс к этому в российской экономике наблюдался существенный рост спроса, простимулированный в том числе бюджетной политикой. Сегмент грузовых автомобилей и спецтехники рос большими темпами благодаря восстановлению строительной отрасли и вводу ряда инфраструктурных проектов. Для легковых автомобилей ситуация более сложная, здесь рост меньше, так как в этом сегменте по-прежнему есть недостаток предложения предметов лизинга».

Коммерческий директор Fleet Finance Алексей Любецкий: «Рост в большинстве сегментов розницы обусловлен развитием торговых отношений с Китаем. В сегменте дорожно-строительной техники произошло относительно быстрое замещение техники западных производителей китайскими брендами высокого качества. В сегменте сельхозтехники наблюдалось замедление, связанное с невозможностью быстрого замещения определенных видов оборудования, наиболее востребованных на российском рынке (тракторы и комбайны большой мощности). Кроме того, в силу относительно низких цен на сельхозпродукцию инвестиции в обновление основных средств существенно уменьшились и были перераспределены на поддержание работоспособности действующего парка техники».

Генеральный директор автолизинговой компании «РНЛ Лизинг» Алексей Смирнов: «Динамика рынка обусловлен отложенным спросом, который стал реализовываться при увеличении предложения автомобилей на рынке. При этом отложенный спрос все еще сохраняется. Ситуация должна улучшиться в следующем году с началом сборки новых китайских моделей и возобновлением производства LADA Largus».

Заместитель генерального директора по стратегии и развитию «ДельтаЛизинг» Валентина Полякова: «В начале 2023 года из-за ухода крупных потребителей сначала наблюдалась просадка в лесной промышленности в северо-западном регионе, затем в центральной Сибири ощущалось давление на экспортеров в Китай. Но на данный момент ситуация стабилизировалась, а региональные особенности нивелируются диверсификацией портфеля компании».

Как будет развиваться лизинговый рынок во втором полугодии 2023 года?

Управляющий директор инвестиционной группы «Инсайт» Михаил Гонопольский: «Основной фактор, который повлияет на рынок лизинга во втором полугодии, — это рост процентных ставок. Он будет связан с повышением ключевой ставки до 13%. В 4 квартале 2023 – 1 квартале 2024 года из-за повышенных ставок спрос на предметы лизинга уже не будет двигаться вверх. Однако говорить можно только о замедлении темпов роста, а не о спаде рынка.

В сегменте оборудования, где в основном заключаются сложно структурированные сделки с длительным сроком окупаемости, клиенты могут сомневаться, стоит ли брать предметы в лизинг по высоким ставкам в рамках своих капитальных проектов. С другой стороны, существуют высокие геополитические риски: будет ли этот предмет лизинга вообще доступен? Будут ли логистика и поставки работать так же, как в первом полугодии? Вполне возможно, что ряд контрагентов при удорожании импорта все равно будет принимать решение купить сейчас.

Что касается транспорта, строительной техники, авто, то здесь повышенные ставки тоже могут оказать влияние, но не такое сильное, тем более что в этих сегментах клиентам проще рефинансировать сделку после изменения политики ЦБ.

Стоит ожидать, что сегмент легковых автомобилей будет постепенно подтягиваться по темпам роста к грузовому транспорту. Разрыв по темпам роста будет сокращаться, так как поставки авто сейчас уже наладились, разрыв между предложением и спросом будет сокращаться и стимулировать восстановление сегмента».