Прошло больше недели с момента выхода нашей статьи о дефиците топлива и его заоблачных цен.
Министерство энергетики и министр сельского хозяйства обещали все исправить, вмешавшись в ситуацию. И в некоторых районах топливо действительно начали отпускать. Да вот только есть пару загвоздок: во-первых, в ЮФО до сих пор проблемы с отгрузкой, а во-вторых, даже если и нет проблем с отгрузкой – есть проблемы с ценой. Она такая же высокая и можно сказать для некоторых аграриев не подъемная.
Что в итоге читаем: 15 сентября на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже цена летнего дизтоплива достигла 73758 руб/т, а ведь еще в июле «топляк» торговался по 57 тыс рублей/т. Как вам?
Д. Патрушев на ВЭФе говорил, что «все нормально» и ситуация на топливном рынке на уборочную никак не повлияет. Мол сейчас все в ручном режиме решим и посевная озимых не пострадает.
Однако, что-то легче не становится. К примеру, гендиректор компании «Елань» (Оренбургская обл.), подтвердил факт резкого скачка цен на топливо. По этой причине они закупают топлив исключительно малыми партиями – максимум на неделю. Банально нет специально подготовленных хранилищ, соответствующих строгим требованиям. В момент когда топливо начало заканчиваться в «Елани» обнаружили, что его нет и на складах поставщиков. По словам руководителя компании, «дизель» пришлось закупать по значительно выросшей цене – 83 тыс руб/т. При этом еще в середине августа, стоимость была 57 тыс/руб. Рост на 30 тыс рублей за месяц!
Еще печальней ситуация со стоимостью топлива в Краснодарском крае. На середину сентября поставщики предлагают его по цене 90 – 100 тыс руб/тонна. Какие-то немыслимые цифры, учитывая, что мы живем в России, а не какая-нибудь Норвегия, добывающая в шесть раз меньше нефти, чем РФ.
«Мы покупаем топливо по тем ценам, которые есть на рынке, — уточняет Мишарев. — Однако впереди сев озимых, и отсутствие дизельного топлива в этот период может привести к остановке или срыву сроков полевых работ», - управляющий производством ГК «Концерн “Покровский”» (Краснодарский край) Максим Мишарев.
Примечательно, что еще в августе президент национальной ассоциации грузового автотранспорта «Грузавтотранс» Владимир Матягин напрямую указывал на причину резкого роста цен и дефицита топлива – сговор топливных компаний. Все дело в дотациях от государства нефтяникам. Их решили сократить в два раза до 2026 года. Решили урезать, так называемый топливный демпфер, который предусматривал компенсацию от государства нефтяным компаниям в случае роста экспортных цен на топливо. Дабы у наших вечно недоедающих* нефтяников не дай Бог не уменьшилась прибыль от поставок по более низким ценам на отечественный рынок.
Вот и получается, раз демпфер урезали, магнаты от нефтебизнеса решили поставить в известную позу сельхозников с угрозой срыва уборочной и посевной. Пусть страна хоть с голоду умрет, но сверхприбыль должна сохраниться*.
Как тут не поверить Матягину?
Остается надеяться на правительство, которое таки сможет выровнять ситуацию. А иначе отголоски топливного кризиса ударят по всем.
*- Мнение автора.