Найти в Дзене

Где дизельное топливо? Ищем ответ на главный вопрос автовладельцев

Оглавление

С сентября в России года резко подорожало дизельное топливо. Цены на стелах заправках увеличились на несколько рублей. Продавцы стараются не повышать цены в соответствии с закупочной стоимостью, а соглашаются на убытки ради сохранения клиентской базы, поэтому до конца года рост цен на АЗС продолжится.

В статье разбираемся, в чем заключаются причины подорожания топлива в стране с богатейшими разработанными залежами нефти.

Небывалый ажиотаж

Нефтеперерабатывающие заводы в Республике Татарстан в августе и в начале сентября наводнили водители бензовозов южных регионов России и Мурманска. Завод «ТАНЕКО» функционирует в авральном режиме. Автоцистерны ожидают наполнения по несколько суток и благодарны, что топливо отпускают. С начала сентября, в самый пик сельскохозяйственных работ, 7 нефтеперерабатывающих заводов России закрылись на плановый ремонт. Причиной закрытия называют снижение демпферных выплат со стороны правительства.

Демпфер — государственные выплаты НПЗ, компенсирующие разницу между экспортной ценой на нефть и стоимостью в России.

Еще в июле в Татарстане цена топлива от топливных компаний и трейдеров начала увеличиваться. Вместо 53 000 рублей за 1 т стало 59 000 рублей, а затем цена поднялась до 79 000 рублей. Оптовые продавцы изменяют счета небольшим закупщикам каждый день. Последние недовольны высокими ценами и долгим ожиданием на заводах, но радуются, что топливо реально купить, поскольку на многих НПЗ страны такой возможности нет.

По словам закупщиков, в «Лукойле» и «Роснефти» цены указаны ниже, вот только топливо купить там очень сложно.

В результате у НПЗ «ТАНЕКО» образовываются лагеря дальнобойщиков, ожидающих х отгрузки. У пропускного пункта скопилось несколько сотен машин. Минимальная продолжительность нахождения в очереди составляет сутки, в лучшем случае. Большинство водителей находится в лагере по 2–3 суток. По словам сотрудников завода, с конца августа люди едут заправляться со всей страны. Ажиотаж связывают с тем, что многие НПЗ в России перестали отгружать ДТ покупателям.

Что происходит с ценами?

Закупочные цены на дизельное топливо начали существенно расти со второго квартала 2023 года, в сентябре рост превысил 50 %. Стоимость летнего дизтоплива на российской бирже с конца августа 2023 года выросла почти на 8 % — до 71 800 рублей за тонну. С начала 2023 года биржевая стоимость на летнее дизельное топливо выросла на 42 %.

Цены на АЗС росли не так стремительно, так как потребительская цена обычно отстает от закупочных цен по следующим причинам:

  • заправки продают оставшееся топливо по старой цене;
  • АЗС пытаются удерживать цены, сокращая свою прибыль, чтобы не растерять клиентов.

В сентябре не выдержали и розничные продавцы, начав поднимать цены на стелах. На некоторых АЗС дизель стоит столько же, сколько премиальный 98–й бензин.

Несмотря на увеличение цен, в целом ситуация на автозаправочных станциях остается спокойной, больших очередей нет. Аналитики уверены, что ситуация лишь усугубится, поскольку владельцы АЗС пока сдерживают реальный рост цен за счет собственных убытков, вот только долго так продолжаться не будет.

Рост цен в рознице только начинается. До конца года вероятно увеличение еще на несколько процентов.

В чем причина дефицита дизеля и роста цен?

Топлива в России производится в два раза больше, чем потребляется на внутреннем рынке. Поэтому в обычной ситуации образования дефицита топлива быть не должно. Что же могло стать причиной острой нехватки дизеля в стране с огромными запасами нефти и достаточным количеством НПЗ?

По мнению аналитиков, на российском топливном рынке случился «идеальный шторм», когда сразу несколько факторов сошлись в единый момент времени.

Ежегодно главными причинами роста спроса и повышения цен на топливо называют сельскохозяйственные работы и большие стройки. Данные факторы легко было предвидеть и внести коррективы для обеспечения растущего спроса. Есть еще как минимум две существенные причины, по которым цены ползут вверх.

1. Вероятно, самое сильное влияние на рост стоимости топлива оказывает значительное увеличение серого экспорта. Российские трейдеры в 2023 году активно скупают топливо на внутреннем рынке и продают за границу. На российском рынке дизель получится реализовать по 65 000 рублей за 1 т, тогда как за рубеж продают по 90 000 рублей. Выгода очевидна.

Ранее Министерство финансов РФ для стабилизации спроса и предложения на топливном рынке задействовало топливный демпфер, по которому производилась доплата ВИНК за реализацию топлива на отечественном рынке в случае, если продавать за рубеж являлось более выгодным.

ВИНК (вертикально интегрированная нефтяная компания) — компания, в которой реализуются все циклы производства в нефтяной сфере: начиная добычей и заканчивая реализацией топлива на АЗС.

Летом 2023 года Минфин сократил объем выплат по демпферу на топливо почти в 2 раза. Результат оказался соответствующим: трейдерам стало невыгодно реализовывать топливо в России, поэтому поставки за рубеж резко увеличились.

2. Второй новой причиной роста цен называют резкое увеличение сетей АЗС отечественных ВИНК:

  • «Лукойл» выкупил сеть Shell, состоящую из 422 АЗС;
  • «Татнефть» весной 2023 года приобрела 100 % акций турецкой сети АЗС из 570 автозаправочных станций по всей Турции;
  • в 2022 году «Татнефть» выкупила топливно–розничный бизнес финской компании Neste, состоящий из 75 заправок в Санкт–Петербурге.

Теперь данные АЗС заправляются отечественным топливом, что сильно повлияло на внутренний спрос.

В России автомобильным транспортом перевозятся около 70 % грузов. Большинство фур заправляется дизельным топливом. Транспортные компании и грузоперевозчики терпят убытки из–за высоких цен на топливо. Компания ADRIATA вынуждена регулярно пересматривать тарифы на перевозку опасных грузов по России и за рубеж.

Что будет дальше?

Подорожание топлива неизбежно раскручивает инфляцию в стране. Цены на топливо увеличивают транспортные расходы, в результате повышаются цены на товары в розничной торговле.

В Минэнерго разработан проект постановления, по которому компаниям, не добывающим и не производящим топливо, будет запрещено осуществлять экспорт из страны. По новым правилам такое право будут иметь только нефтеперерабатывающие заводы.

Рассматривается увеличение нормативов биржевых продаж внутри страны. Производители обязаны продавать на отечественном рынке не менее 9,5 % дизельного топлива. По некоторым данным, норматив подлежит увеличению до 33 %.

Минфин рассматривает вариант возврата демпферных выплат крупным нефтяным компаниям.

Президент России Владимир Путин в ходе выступления на Восточном экономическом форуме отчитал кабинет министров за то, что там своевременно не среагировали на рост цен на нефть.

Изменится ли ситуация в лучшую сторону или будем продолжать наблюдать рост цен на топливо на отечественных АЗС? Пишите мнения в комментариях.

Не забудьте поставить лайк и подписаться на канал. Впереди много полезной информации!

Чтобы получить консультацию по перевозкам опасных грузов или сделать заказ, обращайтесь в чат на сайте ADRIATA или звоните: 8 (800) 775–85–62.